Из кожи наш пещерный предок сшил себе первую накидку, из неё же люди стали создавать себе первые образцы обуви и колчанов для стрел. Кожей животных римские мастера покрывали свои латы для прочности и эластичности. Для нужд человека в основном используется кожа коров и других крупных животных, но нам известны случаи, когда использовалась кожа человека!
Ещё в XV веке соратник и полководец непобедимых гуситов Ян Жижка (1360- 1424) положил всего себя на дело свободы чехов. Он бесстрашно дрался за правое дело и потерял в боях оба своих глаза, но не прекратил борьбу даже слепым. Жижка, умирая от чумы в военной походной повозке в Богемии, приказал своим бойцам после его смерти использовать его кожу для изготовления боевых барабанов: «Пусть их дробь приводит в трепет наших врагов». Так и поступили, а барабан из кожи Яна Жижки звал в бой его товарищей.
Моду на изделия из человеческой кожи породила Великая французская революция 1789-1799 гг. Близкий соратник Робеспьера Сен-Жюст очень любил высоких и стройных женщин. Однако одна такая красавица публично отвергла его притязания: «Пусть лучше меня арестуют и казнят, но вашей я никогда не стану». Горячий Сен-Жюст так и поступил. Женщину казнили, а из её кожи Сен-Жюст приказал сшить себе жилет, в котором щеголял по Парижу.
В XIX веке по всему миру гремело имя французского афериста и мошенника Анри Пранцини по кличке Прекрасный дорогуша. Его запутанная криминальная карьера совершала самые невероятные пируэты, но закончилась всё равно на гильотине. Напоследок Пранцини заключил две странные сделки. По своему завещанию он оставил часть своей кожи некоему коллекционеру, а экстравагантной поклоннице он завещал свой зуб. Дама позже вставила зуб в золотой перстень, а коллекционер пустил кожу Пранцини на кейс для сигар. В архивах тайной полиции Франции «Сюрете» сохранились документы, подтверждающие правомерность этих сделок.
В Бостонской публичной библиотеке хранится книга под титулом «Эта книга заключена в переплёт из кожи мистера Уолтона». Настоящее имя Уолтона - Джеймс Аллен. В первой половине XIX века Уолтон числился в полицейских архивах США обычным бандитом с большой дороги. Но в 1837 году его после очередного грабежа арестовали и приговорили к смертной казни через повешение. В последние дни Уолтон закончил писать собственную биографию, которую завещал облачить в переплёт из собственной кожи, а саму книгу вручить семье фермера Джона Фенно. Этот фермер запомнился Уолтону тем, что оказал ему достойное сопротивление, когда защищал свой скот и ферму от Уолтона. Лишь в начале XXI века семья Фенно передала книгу в библиотеку Бостона, а до того она хранилась в семье на самом почётном месте.
Уильям Бурк и его коллега Уильям Хейр занимались тем, что похищали с кладбищ и моргов покойников, продавая их тела медицинским учебным заведениям. Помимо этого ремесла, они ещё и разбойничали. На их совести 17 жертв. В конце концов, кровавый тандем арестовали и повесили. Их тела передали в распоряжение Медицинского университета Эдинбурга. Скелет и посмертная маска Бурка попали в анатомический музей. Тело Хейра стало учебным полигоном для студентов медицинского факультета. А кожу передали кожевнику, который сделал из неё обложки для блокнотов. Ещё несколько лоскутков этой самой кожи продали любителям экзотики. Сейчас часть этих экспонатов хранится в музее полицейского управления Эдинбурга.
В 1833 году в городок Морристаун (Нью-Джерси, США) прибыл французский иммигрант Антуан Ле-Бланк. Он оказался закоренелым преступником. Вскоре его уличили в убийстве троих граждан города, которых он ограбил. Вину Ле-Бланка без труда доказали и приговорили к казни через повешение.
Судья вынес специальное постановление о передачи тела Ле-Бланка для опытов в медицинское учебное заведение, а кожу преступника передали местному кожевнику, который пустил её на бумажники и кошельки для мелочи. А уже в 1979 году местный историк предъявил публике свою странную коллекцию. Среди экспонатов отметим посмертную маску Антуана Ле-Бланка, бумажники и реальные лоскутки кожи бывшего преступника. Это всё, что от 1633 году французский к Людовик XIII основал во дворце Версаля частный кабинет-музей с необычными экспонатами. Известный хирург Эжен Сю подарил музею домашние тапочки из человеческой кожи, а также поясной ремень на котором отчётливо виден пупок человека. В 1854 году в кабинет пришло пополнение: несколько экспонатов были изготовлены из женщин, которые ещё при жизни дали на то своё согласие.
В 1876 году некий сапожник из Йорка Маренгольц основал сапожную мастерскую. Среди сохранивших образцов его товаров есть мужские сандалии из шкур сома и касатки, а так же из желудка анаконды. Это был обычный маркетинговый трюк мастера, чтобы привлечь к своей продукции внимание прессы и публики. Но затем Марен увлёкся и стал заключать контракты на использование кожи приговоренных к смертной казни заключённых и смертельно больных пациентов Йоркских больниц. В результате договоров на свет появились мужские ботинки различных фасонов, сшитые из человеческой кожи. Сейчас коллекция этого сапожника хранится в Смитнском институте США.
Но вернёмся к времени Великой французской революции, Комитет общественного спасения штаба революции отдал в распоряжение кожевенных мастеров целую фабрику по выделке и о6работке кожи. Но кожи не животных, а человека. Революционеры решили использовать на благо бедняков кожу казненных контрреволюционеров. Из неё делали всевозможный ширпотреб: обувь, ремни, сумки и кошельки.
За последние 150 лет несколько десятков человек добровольно отдали свою кожу для изготовления различных бытовых предметов обихода, книжных переплётов, бумажников и закладок для книг, чехлов для визитных карточек и других изделий. Что двигало этими людьми, мы не знаем.
|