Место с такой богатой кровавыми событиями историей просто не может быть «спокойным». По количеству привидений Московский Кремль не уступает лондонскому Тауэру или пражским замкам. Просто умы наших сограждан гораздо больше занимают дела живых людей, работающих в Кремле сегодня, чем призраки минувших лет.
Элитная коммуналка
Но такое невнимание с нашей стороны призраков отнюдь не обижает, хотя иногда они и пытаются вызвать наш интерес. Периодически на Кремлевской стене появляется призрак Лжедмитрия. Говорят, что последний раз несостоявшийся царь был замечен в августе 1991 года. Только никто не понял его отчаянной жестикуляции, пока по радио не прозвучало обращение ГКЧП.
Год назад на экранах кинотеатров появился фильм Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Сюжет фильма сказочный: президент Америки Авраам Линкольн по ночам выходит на беспощадную битву с вампирами. Но, как известно, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок...
Представим себе...
Мир прочно «подсел» на вампирскую тематику. Книги, фильмы и телесериалы про вампиров пользуются большим успехом у зрителей. Создается впечатление, что человечество на всем протяжении своего развития существует бок о бок с иным миром, населенным вампирами и оборотнями. В этой связи попробуем воссоздать некую альтернативную историю. Давайте примем на веру утверждение, что вампиры и оборотни действительно существуют, однако «очеловечим» их. Договоримся, что представители иного мира вряд ли обладают теми волшебными свойствами, которые им приписывают.
В начале июня информационные агентства сообщили сенсационную новость: в болгарском городе Созопол археологи обнаружили останки вампиров 800-летней давности.
Загоняли в грудь кол
Рабочие, занятые на раскопках, не поверили глазам: два мужских скелета были проткнуты кольями в области сердца. Именно так в Средние века люди расправлялись с вампирами.
Впрочем, ученых подобная находка не удивила. Директор Национального исторического музея в Софии Божидар Димитров сообщил, что за последние годы в его стране обнаружено более ста похожих скелетов.
Истории об оборотнях известны с глубокой древности, они начали появляться одновременно с возникновением письменности.
В XV веке император Священной Римской империи Сигизмунд собрал совет теологов, посвященный данному вопросу. Теологи вынесли свой вердикт - оборотни существуют!
Ныне самым известным специалистом по оборотням является Мишель Норже, историк из Парижа. Он хорошо знает, что во французских исторических архивах сохранились свидетельства о существовании этих мистических существ.
Есть поговорка: «Мертвые не кусаются». Однако, если верить многочисленным «ужастикам», то покойники, превратившиеся в зомби и нападающие на живых, – дело совершенно обыденное. А возможно ли это в реальности?
Лишенные памяти
На самом деле классические зомби – это вовсе никакие не мертвецы. В некоторых африканских культах существует практика, когда колдун опаивает свою жертву неким зельем, вызывающим симптомы, похожие на смерть, а затем «воскрешает» человека и превращает его в послушного раба.
Точное происхождение слова «зомби» до сих пор неизвестно. По одной из версий, это искаженное «нзамби», что на африканском наречии банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой – это видоизмененное «жамби», что переводится с западноафриканского диалекта как «привидение». Существует и теория, согласно которой словом «зомби» некогда именовали огромного черного змея из африканской мифологии, олицетворение зла. Впервые термин «зомби» был упомянут в 1929 г. известным репортером «Нью-Йорк таймс» Уильямом Сибруком в книге «Остров магии», посвященной гаитянскому вудуизму. В ней, среди прочего, рассказывалось о «живых мертвецах», работающих на плантациях сахарного тростника, и о феномене зомбирования.
Вокруг кладбищ и захоронений всегда ходит много мифов и легенд. В древности эти места служили предметом сакрального почитания, а в наши дни они нередко связаны с различными культами. Особенно привлекают любителей оккультизма могилы, отмеченные «печатью дьявола». Речь идет о захоронениях предполагаемых вампиров, черных магов или злодеев, перед которыми люди испытывают суеверный ужас.
«Кладбища вампиров»
С давних пор бытуют предания о покойниках, по ночам встающих из могил и сосущих кровь у живых людей. Обычно они зовутся нам пирами, упырями или вурдалаками. У разных народов есть свои традиционные способы защиты от мертвецов-кровососов. Наиболее распространенный из них — загонять вампиру в сердце осиновый кол: якобы это убивает «астральную» сущность упыря.
Есть анекдот о том, как встречаются на кладбище два мужика. Один бежит сломя голову, волосы дыбом, поджилки трясутся, а другой его спрашивает: «Ты чего бежишь?» Тот отвечает, что боится покойников. «Я, когда живой был, тоже боялся», - признается незнакомец. Анекдот анекдотом, но на тему появления на кладбищах привидений ходит масса увлекательных и пугающих историй...
Призрачные зеки
Например, в шотландской столице Эдинбург есть старинная церковь Грейфраерс, а рядом не менее старинное кладбище, где снималось немало исторических фильмов, место довольно популярное у туристов. Именно они и рассказывают о том, что во время экскурсий по кладбищу им порой слышатся чьи-то недовольные голоса и видятся призрачные фигуры. А некоторые даже утверждают, что какая-то неведомая сила толкает их и наносит удары...
Необъяснимые явления, так или иначе связанные с кладбищем, во все времена пугали и волновали людей. Движущиеся в могилах гробы и растущие кресты - это ли не доказательства существования загробной жизни?
Огонь на могилах
«Как-то летом мы с приятелем ремонтировали памятник на могиле родственников, — пишет Александр С., рабочий из Томска.
— Возвращались через все кладбище. Был вечер, кругом ни души. В отдалении среди могил заметили костер. Решили, что это бомжи. Пошли туда, чтоб шугануть их, и видим: никаких бомжей нет, вообще никого нет, а горит надгробие на чьей-то могиле. Это был мраморный или гранитный памятник. Горело хорошо, будто бензином облили. И самое странное, что уж очень долго горело. Нам с приятелем даже жутковато стало. Мы ушли, не дождавшись, когда погаснет.
А на другой день нам снова надо было идти туда — накануне мы не закончили работу. Утром мы нарочно свернули к тем надгробиям. Какое из них горело — мы не запомнили. Искали его, но так и не нашли. Все памятники были целые, нигде ни следа копоти. Получается, что пламя даже следов не оставило!»
В советское время было принято критиковать голливудские фильмы ужасов, называть их чисто буржуазным жанром. Но 46 лет назад, осенью 1967 года, вышел на экраны фильм «Вий», и у нас всерьез заговорили о кинематографических ужасах.
Первый фильм ужасов в СССР
В1966 году группа молодых кинематографистов под руководством опытнейшего киномастера Александра Птушко создала настоящий фильм ужасов, экранизировав гоголевского «Вия». Первоначально режиссерами фильма были молодые кинематографисты Константин Ершов и Георгий Кропачёв, но им понадобилась помощь.
Сколько себя помнила жительница Абакана Клавдия Ивановна Сухорукова, ей всегданравились представители противоположного пола. Вначале мальчики, затем юноши, а после - мужчины. И те отвечали ей неменьшим интересом.
Пророческие слова
К ней — шустрой черноглазой девчушке — липли все мальчишки окрестных дворов, в школе настойчивые знаки внимания оказывали старшеклассники, а в институте благоволили убеленные сединами профессора. Бабка Клавдии, Матрена Серафимовна, как-то раз, глядя в выразительные глаза своей тринадцатилетней внучки, спросила с грустью: «Скольких же мужиков ты сведешь с белого света?» Тогда Клавдия не поняла истинного смысла этих пророческих слов, но позже они не раз звучали в ее голове печальным напоминанием ее сложной судьбы.
Много лет назад жил в Норвегии рыбак по имени Халлгейр. Был он еще не стар, красив и силен, но односельчане не любили его за нелюдимый нрав.
Странная женщина
Десять лет назад у Халлгейра погибла жена, и в ее гибели он винил себя: женщина упала в воду, помогая мужу выбирать сети, а он не смог спасти ее. С тех пор никто не видел улыбки на лице рыбака.
Но вот люди стали замечать, что Халлгейр меняется: всегда стройный, он вдруг сгорбился, глаза его потускнели, а при ходьбе он начал по-стариковски шаркать ногами. Поначалу соседи пытались расспрашивать мужчину — не заболел ли? Но после того, как он несколько раз молча проходил мимо, обиделись и оставили его в покое.
Сорокалетняя жительница Братска Ирина Цатурова рассказывает, что в детстве до дрожи в коленях боялась свою бабушку Авдотью Ивановну - властную черноглазую казачку, жившую в небольшой деревеньке Ирса под Иркутском.
Сама себя «засмотреда»
Причиной детских страхов был странный взгляд Авдотьи Ивановны - холодный и острый, будто пронзающий насквозь, читающий самые потаенные мысли. Бабушка Ирины в то время уже 20 лет была вдовой, и по деревни ходили слухи, что причиной смерти ее мужа был «нехороший» взгляд старой казачки.
Выдающийся медиум Хелен Дункан в конце Второй мировой войны была осуждена как ведьма по еще действующему тогда в Великобритании закону от 1735 года и едва не закончила свои дни на костре. Но на дворе был XX век, поэтому женщина отделалась тюремным заключением.
Начало биографии
Хелен Макфарлейн родилась в 1897 году в крохотном городке Каллендер на юге Шотландии в семье столяра. В детстве она отличалась крайней непоседливостью, за что и получила прозвище Адский Ребенок. В семилетнем возрасте девочка вдруг стала видеть то, что было недоступно другим, и начала разговаривать с духами. Однако мать запретила ей рассказывать людям о своих способностях, справедливо полагая, что это может принести дочери вред. Время показало, что мать Хелен была права...
Два наиболее известных суда над ведьмами состоялись в местечке Пэндл Форест, графство Ланкашир, в 1612 и 1633 годах.
Бес попутал
Главными персонажами первого процесса стали две особы весьма преклонного возраста: ослепшая 80-летняя Элизабет Суазерн по прозвищу Старая Чертовка и почти 70-летняя Анна Уитл, известная как Старая Болтунья. Местные жители знали, что эти дамы соперничают друг с другом на ниве колдовства и что их услугами широко пользуются обитатели местечка.
В марте 1612 года Старую Чертовку вызвали на допрос: в суд поступил донос, что она -ведьма. Элизабет в этом призналась и назвала свою сообщницу - внучку Элисон Дэйвис, а также «коллегу-соперницу», Анну Уитл. Всех троих взяли под стражу.
Давайте заглянем в справочную литературу, благо ее хоть пруд пруди, как говорится. Итак, ведьма - ведунья, знахарка, колдунья на Руси; женщина, занимающаяся колдовством; чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистою силою, злодейка; панночка из гоголевского «Вия»; сожительница черта, получившая некоторые способности, например, превращаться в разных животных; участница великого шабаша на Лысой горе; черная колдунья... И наконец, ведьма - главная героиня одноименных рассказов таких уважаемых всеми писателей, как А.П. Чехов и Оноре де Бальзак...
В гости к ведьме - в... музей
Да, существует в России уникальный музей мифов и суеверий русского народа. Как и большинство ярких и необычных музеев Золотого кольца, он - частный, созданный группой единомышленников. На улице 9-го Января в Угличе, в деревянном 2-этажном доме с небольшим двориком, окруженным забором, расположена творческая мастерская Дарьи Чужой, где при определенном настрое можно с головой окунуться в языческий мир суеверий, гаданий, легенд и мифов русского люда. Уже во внутреннем дворе можно прочувствовать атмосферу старой языческой жизни - на плетеном заборе, занесенном снегом, торчат рогатые черепа животных и чугунные либо глиняные горшки, кувшины, а кусты увешаны разноцветными тряпочками.
В начале 1970-х годов прошлого века томский краевед Сергей Баранов приехал в составе этнографической экспедиции в небольшую деревеньку Ореховка, располагавшуюся в 230 километрах от областного центра и известную тем, что еще с середины XVIII века здесь селились беглые староверы.
Ужас сгоревшей деревни
Экспедиция Баранова записывала старинные староверческие песни, обряды и предания, самым любопытным и невероятным из которых стала легенда о заречных упырях. Один из старожилов Ореховки Егор Степанович Мельников рассказал Сергею о том, что лет сорок назад в поселок, расположенный на противоположном берегу реки Лымбелька, названия которого уже никто и не помнит, с местного кладбища повадился ходить упырь, который превратил всех жителей поселка в своих кровожадных сородичей. Узнавшие об этом ужасе соседней деревни ореховчане стали подумывать о том, чтобы покинуть от греха подальше родное село. Однако дед Егора Степановича, которого односельчане величали Знахарем, в один из тихих летних вечеров отправился в соседнюю деревню. В ту же ночь зарево сильного пожара охватило противоположный берег Лымбельки...
Вряд ли сегодня найдется человек, который не имеет представления о том, кто такой оборотень. Фантастические романы, сотни фильмов ужасов и компьютерные игры — основные источники информации. В реальности оборотней встречают не так часто, но кому довелось - уже никогда этого не забывают... Хотя и хотели бы.
Классика жанра
Этот случай произошел в конце 1980-х годов в ракетной части под Иркутском. Среди ночи старшего лейтенанта вызвали на место происшествия. В карауле стоял боец из его взвода, рядовой Метров. Обходя вверенную ему территорию, он заметил в свете фонаря за проволочным забором огромную фигуру. Внешне нарушитель напоминал странный гибрид человека и волка, только около двух метров ростом. Тело его было покрыто длинной серой шерстью, глаза горели недобрым огнем, а длинная морда кривилась в клыкастом оскале. Когда чудовище сделало попытку перелезть через ограждение, испуганный, но не растерявшийся караульный начал стрелять из автомата. К своему ужасу, солдат понял, что пули не причиняют зверю никакого вреда, словно отскакивая от серой шкуры. Тем не менее после поднятого шума чудовище повернулось и скрылось в лесу.
Всеслав, хоть и совсем недолго, но занимал киевский трон. В летописях и народных сказаниях этот князь изображается просто фантастической личностью. Его называли вещим, чародеем и даже оборотнем-волколаком.
Рожденный в рубашке
Всеслав был сыном полоцкого князя Брячислава Изяславича — внука крестителя Руси Владимира. В «Повести временных лет» есть упоминание о загадочном рождении будущего князя-чародея. Там сказано, что мать родила Всеслава от волхвования. При этом указывается, что «на голове его оказалось язвено». Волхвы повелели матери:
- Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти.
Сегодня в научной среде считается почти доказанным факт существования зомби. В серьезных изданиях и желтой прессе, на телевидении на протяжении нескольких последних десятилетий с завидной регулярностью появляется информация об этом загадочном явлении, имеющем широкое распространение в ряде регионов Африки и Латинской Америки. Подробно описываются ритуалы и способы создания зомби, а также ужас, который они наводят на местное население.
Встреча с «недостойным»
Мало кому известно о том, что на огромной территории Севера, Центральной и Восточной Азии, раскинувшейся от Уральских гор и до Тихого океана, практика зомбирования живых существ была известна шаманам еще с незапамятных времен. Так, в легендах северных народов — угров, хантов, нанайцев, ненцев — упоминается некое ужасное существо, именуемое словом «хет». По древней легенде, это существо - восставший из могилы человек, лишенный сердца и способный совершать самые ужасные поступки.
Тема оживления мертвецов впервые появилась в сказках. Немало места этот сюжет занимает и в религии, где Христос мановением руки воскрешал покойников. Однако каким образом эта тема прокралась в такое атеистическое государство, как коммунистическая Россия?
Некромантия
Сама эта тема имеет длинную предысторию. В первую очередь, следует назвать древнее искусство некромантии, представляющее собой магическое оживление мертвецов, а когда это физически становилось невозможным (например, в случае полного разложения трупа), вызывание его духа. Целью некромантии, в отличие от гаитянского зомбирования, являлось получение от мертвых какой-ни- будь информации (например, сведений о будущем или месторасположение клада), а отнюдь не физическая работа.