Швыряет. Седьмой день швыряет.. Волны до самого горизонта громадные, злые. Небо тоскливое, плотное как слежавшийся снег. Спрятаться бы сейчас в уютную бухту, где ревут по вечерам моржи, барахтаясь в сонной воде, где камни на берегу отшлифованы морем, а в мелких лагунах, обнажающихся во время отлива, поднимается из воды странный сказочный мир водорослей, гребешков и прилепившихся к камням колоний слабых северных мидий. Негде спрятаться. Нет такой бухты сейчас на Севере, всё зыбко и непрочно, качается мир, планета вздрагивает от холода и солнце ёжится где-то за свинцовой пеленой сентябрьского неба...» Карское море, запись в экспедиционном дневнике.
Мы спрятались в бухту Благополучия на Новой Земле. В те времена это был «сплошной красный район». На навигационных картах были обозначены «красные пунктирные районы» и «сплошные красные». В «пунктирный» можно было заходить и отстаиваться на рейде. Нельзя было только сходить на берег. В «сплошной красный» нельзя было вообще заходить - опасно.
На берегу самой бухты оставались строения старой, ещё довоенной гидрометеорологической станции. Специалисты работали в ней во время войны. Но как-то всплыла в бухте немецкая подводная лодка. После обстрела оставшиеся в живых были вынуждены покинуть станцию. Они пешком ушли на юг, и бескрайние просторы Новой Земли поглотили их. Вот такую легенду мы услышали.
Мы знали, что такое запретный «красный район». Бывшая зона испытаний ядерного оружия. Возможно, всё было бы нормально, ведь запреты всё-таки устанавливались «с запасом».
Но тут началась бора. Чтобы она возникла, нужен ряд условий. Первое - гористый берег. Причём не просто горы, а горы определённой высоты и формы. Второе - ветер со стороны этих гор.
Бора - это массы воздуха, сваливающиеся с гор в прибрежную котловину. Бору можно сравнить с водопадом. Так же, как и в водопаде, здесь возникает большая скорость и завихрения потока. Но не только в этом беда боры. Воздух, «падающий» сверху, переохладившийся на высоте, не успевает из-за большой скорости нагреться и резко: понижает температуру в прибрежной котловине.
Обычно бора бывает ближе к зиме. Например, в Новороссийске она чаще наблюдается в период ноябрь-март. К обычному холоду в это время прибавляется холод «падающего сверху» воздуха. Получается сочетание очень большой скорости ветра с ледяными брызгами, а это, в свою очередь, приводит к обледенению прибрежных сооружений и находящихся в гавани судов. Обледеневшие сооружения легко разрушаются бешеным ветром, обледеневшие суда могут опрокидываться, а катера просто выбрасываются на берег.
В Новороссийской боре скорость ветра может достигать 50-60 м/сек. Это не предел. В Новоземельской боре, о которой шла речь в самом начале, считается возможной скорость до 100 м/сек.
Переведём в более привычные километры в час. Поскольку здесь может быть сравнение с мчащимся автомобилем. 50 м/сек соответствует примерно 180 км/час. Попробуйте высунуть голову из окошка мчащегося с такой скоростью автомобиля - может, обойдётся без травмы. 100 м/сек соответствует 360 км/час. Вот при такой скорости точно не стоит рисковать высовывать голову.
Итак, в Новоземельской боре ветер может иметь такую жуткую скорость. Имел ли он её в бухте Благополучия, сказать затруднительно - никто не измерял. Но пройти по палубе было практический нереально. Разумный капитан приказал, пока ещё было возможно, протянуть вдоль палубы леера и запретил без крайней надобности вообще показываться наверху.
Что в это время происходит наверху? Вот как описывает бору один капитан дальнего плавания, попавший в неё в новороссийской гавани. «... На палубе был ад! Ветер такой силы, что тяжело дышать. В воздухе неслась водяная пыль, срываемая с пены на воде. Судно сильно оттянуло от причала, и часть толстенных швартовных канатов уже полопалась. Оставшиеся были натянуты как струна и трещали, угрожая лопнуть... Вскоре к борту подошли два буксира и, работая на полной мощности, стали пытаться прижать судно к причалу. Это удавалось им с большим трудом...»
Новоземельская бора, как следует из приведённых данных, в полтора-два раза сильнее. Можно себе представить тот «ад», который творился в бухте Благополучия. Здесь неслись с ветром не только брызги срываемой пены. На палубу летели перемороженный береговой грунт и галька. Пройти по палубе в редкие минуты относительного затишья, даже удерживаясь за леера, было невозможно. При всём этом волнение в бухте было небольшим - ветер
«придавливал» воду и не позволял волнам подниматься.
Судно не могло уйти в открытое море. Прекрасная в любом навигационном отношении бухта Благополучия действительно оправдывала своё название. Она была замечательной бухтой для любых условий. Кроме боры.
Посредине выхода из бухты торчал каменистый остров. Пройти по фарватеру мимо острова было несложно. Но не при таком ветре. Пришлось отстаиваться в этом аду больше суток.
Всех беспокоило даже не возможное облучение в «красном районе». Его последствия были отдалёнными. Беспокоила более близкая опасность - выдержат ли якоря. Если не выдержат, то судно с неумолимой определённостью должно было оказаться на рифах. Якоря выдержали. Злобный ветер с названием «бора» бывает во многих местах, где есть прибрежные возвышенности. Можно ли его спрогнозировать?
Можно, конечно. Естественно не со 100%-ной вероятностью. Предсказывать «с гарантией» погоду метеорологи ещё не научились. Однако глава Росгидромета А. Бедрицкий в своём интервью недавно сказал: «...Новороссийская бора повторяется каждый год. Мы знаем это, но не знаем заранее точно, когда это произойдёт. В 2002 году местные власти, будучи предупреждёнными о приближении стихии, не приняли надлежащих мер, чтобы в свою очередь оповестить население. Даже самый лучший прогноз не поможет, если на него не будет никакой реакции...»
В 2002 году в Новороссийске погибли от боры десятки человек. Сколько было травм, сорванных крыш! «...После нескольких часов такого ветра остаются тяжёлые последствия - выброшенные на скалы суда, затонувшие у причалов катера ....» (из воспоминаний капитана).
На Чёрном море бора наблюдается примерно от Анапы до Туапсе. Она опасна на расстояниях в несколько километров, редко - до 10 км.
Бора опасна и в воздухе. Попавший в неё самолёт может потерять управление. Встречу с борой, происшедшую в 1933 году, вспоминает М. Раскова («Записки штурмана»): «.... Летели спокойно. И вдруг около Новороссийска совершенно неожиданно машину швырнуло вниз. Я глянула на высотомер. В одно мгновение самолёт потерял почти двести метров высоты. Ветер трепал и бросал из стороны в сторону наш самолёт, который до сих пор казался таким мощным. Впервые в жизни я испытывала настоящую «болтанку». Это дул бора.
Иван МАЛЫШЕВ
|