Во многих уголках земли сохранился до наших дней странный танец... на горящих углях или головнях. Его можно увидеть и в Индии, и в Испании, и в Болгарии и на далёких тихоокеанских островах Фиджи.
Известный антрополог Стивен Кейн, подвергший исследованию невероятные способности людей без вреда для себя ходить по углям, выдвинул предположение, что все формы «укрощения огня» представляют собой классические примеры преобладания силы внушения над нервными и возбудительными процессами.
Он считает, что сосудистая система человека «сжимается», что приводит к сокращению кровообмена и одновременно подавлению активности вещества, известного под названием брадикинин, который, как предполагает Кейн, влияет на раздражительные процессы.
Тем не менее известный немецкий физик, сотрудник Института плазменной физики имени Макса Планка, Фридберт Каргер, готов был поспорить с Кейном. Он так сильно заинтересовался «физической» стороной странного ритуала, что в 1974 году отправился на остров Мабинга, входящий в архипелаг Фиджи, и заснял там на плёнку «прогулку» по раскалённым камням двадцати аборигенов.
Многие туристы, этнологи, медики приезжают на остров, чтобы поглядеть на совершение ритуала, связанного с поклонением «духу огня».
Ровную площадку диаметром в несколько метров углубляют, а затем выравнивают, заполняя булыжниками размером примерно в футбольный мяч. Камни накрывают дровами и хворостом и поджигают. Костёр полыхает всю ночь. При этом камни раскаляются до того, что начинают с треском лопаться. Брошенные на них зелёные ветви мгновенно вспыхивают, точно сухая солома. В ожидании урочного часа участники ритуала находятся в отдельной хижине и ведут беседу с «духом огня».
К утру подаётся особый сигнал. Участники обряда выходят из хижины в специальных одеяниях, изготовленных для этого случая из свежих листьев различных растений. Без тени страха и колебания, не оглядываясь по сторонам, они вступают босыми ногами в круг тлеющего костра. Среди воцаряющейся мёртвой тишины они медленно и спокойно совершают круги, твёрдо ступая на раскалённую поверхность камней. Через некоторое время служители обряда начинают бросать на раскалённые камни зелёную листву. Всё окутывается клубами дыма, слышатся звуки, похожие на шипение змей. Это очередной сигнал для участников «шествия по огню»: они берут друг друга за руки и совершают ритуальный танец, повторяя при этом слова священного гимна. Окончив танец, они поливают камни особым напитком и забрасывают их землёй.
Медицинское обследование участников танцев не показало никаких изменений или ожогов на кожном покрове их ступней. Каргер до начала обряда нанёс на подошвы одного из танцоров слой краски - индикатора, чувствительной к температурным изменениям, которая при достижении определённой температуры меняет цвет. Так Каргер зафиксировал, что температура камня превышала 330 градусов по Цельсию. Но, несмотря на сильный жар, ступни аборигена нисколько не пострадали. Мало того, их температура в момент нахождения в огненной зоне не поднималась выше 83 градусов, и всё это при том, что на раскалённых камнях не было золы, которая могла бы послужить изолятором.
Сразу после эксперимента Каргер положил на один из камней кусочек затвердевшей кожи, срезанной с подошвы аборигена-танцовщика, и он почти моментально обуглился. По мнению Картера, это явление вряд ли возможно объяснить известными физическими процессами.
Ежегодный праздник в честь святого Константина и святой Елены, проходящий в греческой деревне Айя-Элени, достигает кульминации с наступлением ночи. То, что здесь происходит, мало похоже на обычный религиозный обряд. С десяток мужчин и женщин, именуемых астенаридами, несколько часов подряд в экстазе танцуют под аккомпанемент трёхструнной фракийской лиры. Затем, высоко подняв над собой иконы, они подходят к свежему пепелищу огромного костра и ступают босыми ногами прямо на раскалённые угли. Несколько тысяч любопытных наблюдают за тем, как находящиеся в состоянии экзальтации танцоры, поднимая мириады искр, пляшут и прыгают по углям до тех пор, пока не останется одна зола.
О подобном представлении в иной части света рассказывал российский дипломат Владимир Яковлев. Зрелище, потрясшее его, происходило во время пребывания на острове Шри-Ланка в деревне Катара гама.
Катарагама - место священное для индуистов. По преданию, здесь праздновал свою свадьбу могучий герой Сканда после того, как разгромил войско демонов - асуров, долгие годы терроризировавших людей.
С тех пор в честь великой победы в деревне справляют праздник «перахера». Он длится пятнадцать дней и открывается в июле с зарождением новой луны. «Перахера» начинается ежедневно в семь вечера и длится два-три часа. В последнюю ночь - в полнолуние - совершается церемония хождения по огню - заключительная и самая торжественная часть праздника.
«Около полуночи на площадке перед храмом Сканды, - рассказывает В. Яковлев, - служители начали сооружать огромный костёр из сухих брёвен. Вокруг прямо на земле разместились зрители. Место священнодействия было оцеплено полицией.
Примерно в двенадцать костёр разожгли. Жрец бросил в огонь несколько пригоршней благовоний и покропил святой водой. Огонь разгорался. В свете устремившегося к небу пламени было видно, что уже готовится к церемонии группа паломников. Они нервно приплясывали, впадая в транс. По рядам зрителей пробежало волнение, раздался клич: «Харо-Хара!»
Группу повёл опытный огне- ходец Муттукуда. Он двигался медленно и степенно. За ним двинулись остальные - кто бегом, а кто спокойным шагом. Они по щиколотки проваливались в раскалённые угли. Среди огнеходцев выделялась женщина в белом сари с зелёной веткой священного дерева «бо» в руках. Гордо подняв голову, она под одобряющие возгласы медленно прошла вперёд. Огромные чёрные глаза, устремлённые в одну точку, светились фанатическим блеском. Вслед за ней пробежали несколько мужчин. «Очищенные священным огнём», они обнимали друг друга, дико вращали совершенно безумными глазами. Губы их покрылись пеной, тела лоснились от пота.
Потом на дорожке появился нагой мужчина в белой набедренной повязке и с копьём в виде трезубца. Он спокойно прошёл по огню, затем вернулся на исходную позицию и, потрясая копьём, проделал тот же путь вторично и в третий раз, после чего с невозмутимым видом присоединился к группе, не прекращавшей свой бешеный ритуальный танец».
По мнению В. Яковлева, религиозный экстаз был той внутренней силой, которая притупила чувство физической боли у людей - участников ритуального действия. Удивительным кажется лишь тот факт, что ступни ног практически не страдают от пламени.
Ирина СТРЕКАЛОВА
|