В нашей стране каждый третий сегодня если не колдун, то экстрасенс точно. И в этом нет ничего удивительного. Во-первых, время нервное, кризисное, заставляющее поверить во что угодно, а во-вторых, во все времена, вне зависимости от экономических потрясений и политических катаклизмов, Россия была своеобразным «заповедником ведьм».
Колдовство в царских палатах
На протяжении всей своей истории русский народ относился к колдунам с почтительным страхом и одновременно уважением. Как свидетельствуют многочисленные летописи, примерно в тот же период, когда в Западной Европе вовсю полыхали костры инквизиции, в Москве проживало немало баб- ворожеек, имевших обширную практику. К ним вполне открыто обращались жены бояр за советами по устранению семейных неурядиц. В арсенале ворожеек были средства на все случаи: для смягчения свирепой ревности супруга, для укрощения его гнева, для изведения недругов, для обеспечения «доброго успеха» в любовных забавах...
Из исторических источников видно, что даже царствующие особы не были чужды суевериям и открыто держали при дворе «вещих женок». К примеру, жена великого князя Василия Ивановича, Соломония, неоднократно прибегала к колдовству, чтобы одолеть бесплодие. Однажды к ней доставили рязанскую колдунью Степаниду. Та, проведя «гинекологический осмотр», в очередной раз подтвердила, что детей у княгини не будет. И чтобы хоть как-то смягчить скорбь Соломонии по этому поводу, наворожила, что
бы муж ее всегда любил и был от нее без ума.
Надо признать, колдовство подействовало. Несмотря на то, что князь очень хотел иметь детей, да и готовых ему в этом помочь благородных девиц было немало, он прожил с Соломонией 20 лет. Правда, затем все же развелся, сослал ее в монастырь и женился на другой. Толи к тому времени колдовство потеряло свою силу, то ли князю сделали «отворожку» его личные колдуны. Но годы тем не менее были упущены, и Василий Иванович вынужден был теперь уже сам лечиться от бесплодия нетрадиционными методами. Колдовство помогло, и, как пишет в своих мемуарах знаменитый князь Курбский, «уродилися ему два сына: один прелютый и кровопийца (будущий Иван Грозный), а другой без ума и без памяти и бессловесен». Комментарии, как говорится, излишни...
Иван Грозный, кстати узаконивший в России сожжение ведьм и колдунов, тем не менее сам держал при себе иноземного «дохгура» Бомелия, которого современники открыто называли «лютым волхвом».
Конечно же, отношение к русским ведьмам и колдунам в обществе во многом зависело от того, как на них смотрела православная церковь. Иерархи Святейшего синода считали кудесников просто заблуждающимися людьми, суеверами, которых надлежало вразумлять и склонять к покаянию. К их колдовским способностям священники относились скептически, не делая далеко идущих выводов. И если католическая церковь видела в чернокнижии «изобретение дьявола», а за обычный сбор лекарственных корешков можно было угодить на костер, то на Руси даже за самую черную-пречерную ворожбу можно было отделаться лишь легким испугом.
Насылатели порчи
В ноябре 1638 года при царском дворе расследовали колдовское дело, связанное с мастерицами государыни. Мария Сновидова обвинила другую мастерицу, Дарью Ломанову, в том, что, дескать, та сыпала на след царицы колдовской пепел. Под пыткой Дарья повинилась, что ходила к ворожее - бабке Настасье, которая живет за Москвой-рекой. Та, мол, людей привораживает, а у мужей к женам гнев и ревность отнимает, наговаривая все это на соль и на мыло. Ну а пепел от сожженного ворота женской рубашки ворожея велела сыпать на государев след, чтобы от царя с царицей никакой кручины не было и чтобы они Дарью любили. При разборе этого дела выявили еще несколько ворожей: Маньку- Козлиху, Дуньку и Феклицу.
Дарья Ломанова с мужем после разбирательства были сосланы в сибирский город Пелым, колдунья Манька- в Соликамск, Феклица с мужем - в Вятку, а Дунька-в Сольвычегодск.
Вера в то, что ведьмы и колдуны могут колдовским путем лишить мужчину половых способностей, была широко распространена во все времена, и процессы, связанные с этими действиями, составляют отдельную категорию ведовских дел. Так, в 1648 году драгун Федька Филиппов подал жалобу на Дарью — жену церковного дьячка: «Испортила она, Дарья, меня, учинила скопцом; и по пирам, и по беседам она, Дарья, везде похваляется, что она так нарочно сделала. И я от ее порчи вконец погибну...»
О том, что Дарья — колдунья, знали абсолютно все в округе, а ее муж, церковный дьячок Некрас, постоянно хвастался этим перед крестьянами: «Нет другой такой знатницы, как жена моя, — на собаку плюнет, и собака молчать станет и лаять не будет». Невероятно, не правда ли? Церковный служитель хвастается колдовскими способностями своей жены! Такое было возможно только в России!
При допросах свидетели подтвердили, что Дарья действительно колдовала против Федьки. Поп Данила сообщил со слов своих прихожан, что, когда Федька Филиппов, «приехав от венчания, пошел с невестою в комнату по лестнице, Дарья зажгла лучину и подкинула под Федьку и под его невесту под лестницу, а подкиня, стала на ту лучину, задрав подол, сцатъ». И после этого «тот Федька стал испорчен и скопцом учинен».
Как показали другие свидетели, в колдовстве участвовала и жена местного пономаря Марья, которая вместе с Дарьей регулярно на следы новобрачных «клала огонь и лучом катала».
Обе колдуньи после длительного и скрупулезного разбирательства были признаны виновными в злонамеренной порче и приговорены к смерти.
Полеты на метле колдовством не являются!
В обычное мирное время люди на Руси, как уже говорилось выше, относились к ведьмам с почтительным страхом и уважением. Однако и то и другое вмиг улетучивалось, если, например, в какой-то местности долго не было дождей или, того хуже, свирепствовали повальные болезни.
Тогда на смену уважению приходило озлобление, и народ начинал вершить самосуды. Например, ведьм, подозреваемых в наведении засухи, местные жители заставляли беспрерывно носить воду из реки или пруда через погибающие без воды пшеничные поля и поливать ею кресты, установленные на перекрестке дорог. Если женщина после подобной десятичасовой пытки не падала замертво, то с нее снимали подозрения в колдовстве.
Практически последний случай самосуда, связанный с колдовством, произошел в России весной 1912 года в приходе села Успенского Богородицкого уезда Тульской губернии, где незамужняя женщина родила уродца, покрытого густой шерстью.
Как ни старалась несчастная мать скрыть рождение ребенка, весть о «народившемся чудище» взбудоражила местные умы. Общее мнение было таково, что без нечистой силы здесь не обошлось. Скоро нашлись и очевидцы. Они утверждали, что неоднократно видели собственными глазами огненного змея, влетавшего в печную трубу злополучного дома.
Заручившись показаниями «свидетелей», крестьяне стали допрашивать бедную женщину о «сожителе» и вынудили ее сознаться. Роженица повинилась перед миром в том, что сожительствовала со змеем, являвшимся к ней по ночам в человеческом обличье. Факт был установлен, и крестьяне стали на полном серьезе обсуждать, что делать с «сатанинским отродьем».
После недолгих дебатов решили утопить чудовище. На приведение в исполнение мирского приговора явилось все село. Вырубили прорубь в реке и торжественно опустили под лед волосатое существо. Когда оно пошло ко дну, сельские жители с облегчением перекрестились и с чувством выполненного долга разошлись по домам.
Судебные дела, связанные с колдовством, пестрят случаями, когда подозреваемых в ведовстве людей оправдывали. Так, в народе долгое время считалось, что приступы кликушества насылаются ведьмами. Причем жертвы во время припадка называют имя того, кто наслал на них порчу. В итоге сотни и даже тысячи нечистых на руку проходимцев стали симулировать болезнь, чтобы подвести под монастырь неугодных им людей. В конце концов Петру I, вникавшему практически во все судебные дела, это надоело, и он приказал хватать всех кликуш и проводить следствие сначала над ними.
В 1770 году в Вологодской губернии несколько безмозглых, иначе не скажешь, девочек притворились кликушами и обвинили в своей порче разных людей. Тех похватали и подвергли жестоким пьггкам. Разумеется, все признали себя ведьмами. Одна из подследственных даже рассказала, что вошла в сношения с дьяволом и получила от него каких-то червей, которых пускала в сторону жертв.
Судьи выразили сомнение и потребовали колдовских червей предъявить. Бедные женщины где-то их достали, суд переслал вещественные доказательства в Сенат, где ученые мужи распознали в них... личинки обыкновенных мух. Сенат отлучил судей от их должностей за некомпетентность, девочек-симулянток приказал выпороть розгами и распорядился впредь подобным наветам не верить.
Завершением эры судебных разбирательств, связанных с колдовством, является знаменательное, по сути, дело о женщине, которая, будучи ведьмой, вылетала на помеле из трубы собственного дома, что было засвидетельствовано тридцатью (!) свидетелями, видевшими это событие собственными глазами. При рассмотрении в 1888 году этого дела Оренбургская соединенная палата гражданского и уголовного суда применила к обвиняемой статью закона о колдовстве. Однако Сенат в Санкт-Петербурге пересмотрел решение оренбургских судей и вынес свой окончательный вердикт, суть которого сводилась к следующему: в данном конфетном случае следует применить наказание не за колдовство, а за недозволенное администрацией... театральное представление!!!
Общеизвестный факт: приезжающие в Россию мужчины- иностранцы отмечают прямо- таки неземную красоту наших женщин и всеми правдами и неправдами стараются вывезти их за рубеж. Понять их в принципе можно: они-то свой самый ценный генофонд уничтожили за многие столетия охоты на ведьм, а мы сохранили! Вот и едут к нам со всего мира за невестами и женами. И пусть едут - Россия большая и великая!
Геннадий ФЕДОТОВ
|