Шестьдесят лет назад английскую столицу постигла самая серьёзная с начала индустриализации экологическая катастрофа. Дым из заводских труб, смешанный с пеленой тумана, нарушил уличное движение. Даже в домах не было спасения от удушливого смога - он просачивался в жилые помещения и общественные здания.
Балерина Барбара Фьюстер провела вечер 4 декабря 1952 года с женихом и друзьями в ресторане в центре Лондона. Обед затянулся, и когда молодые люди вышли на улицу, чтобы ехать домой на окраину, они остолбенели на месте: «Мы стояли перед сплошной стеной тумана», - рассказала Барбара Фьюстер в 2002 году.
Свою машину они нашли довольно быстро, но куда ехать? Жених Барбары сел за руль, а она осторожно пошла перед капотом машины, пытаясь в свете фар найти край тротуара. Молодой человек вёл машину со скоростью пешехода, высунув голову в окно и поминутно окликая Барбару, потому что терял её из виду. В двух метрах уже ничего не было видно, а сбоку, невесть откуда, возникали другие автомобили. Одна машина вдруг выскочила из тумана, обогнала их и пропала. Они метр за метром продвигались к цели, но вынырнуть из тумана им никак не удавалось. Один раз молодые люди увидели неподалёку смутные очертания дерева и рядом какой- то странный предмет. Когда Барбара подобралась к нему совсем близко, она разглядела, что это та самая машина, которая их обогнала.
В пять часов утра Барбара и её жених, наконец, попали к себе домой. Когда они зажгли свет, то увидели, что оба стали такими чёрными, как будто всю ночь грузили уголь лопатами. Никто тогда не подозревал, что на следующий день туман не рассеется, а погрузит город в темноту с 5 до 9 декабря 1952 года. Эти дни вошли в историю Лондона как «большой смог». От него за пять дней умерло по меньшей мере двенадцать тысяч человек.
Лондонцы привыкли к туманам. «Pea soup» - гороховый суп - шутливо прозвали они дни, в которые дым от домашних печей и из фабричных труб смешивался с туманом и сыростью речной долины. Поэтому вечером 4 декабря 1952 года лондонские жители не слишком удивились, что в городе опять туман.
Сначала плохая видимость раздражала только автомобилистов. «Было так темно, как будто кто-то поджёг кучу автомобильных покрышек», - вспоминал в 2002 году владелец похоронного бюро Стэн Крибб. Ему тогда пришлось остановить похоронную процессию из-за слишком густого тумана. На дорогах воцарился хаос. Работник пивоваренного производства «Черрингтон» рассказывал потом: «Один из наших грузовиков возвращался из рейса. И случилось так, что вслед за ним на двор предприятия приехал по ошибке весь транспорт с улицы, даже двухэтажные автобусы».
Но транспортные проблемы это ещё полбеды. Область высокого давления над южной частью Англии и полное безветрие привели к тому, что холодный воздух накрыл, словно крышкой, тёплый воздух над Лондоном, придавил его к земле.
7 декабря 1952 года дальность прямой видимости в центре Лондона составляла 30 санметров. На проезжей части стояли брошенные автомобили. Дневные театрализованные представления на открытых площадках пришлось отменить. В домах уже чувствовался запах сернистого газа, который проникал через щели. Сотрудники Британского музея вдруг увидели, что между стеллажами с книгами поползли клочья тумана. В театре Садлерз-Уэллз после первого действия прервали оперный спектакль «Травиата», поскольку зрители из-за смога почти не видели сцену.
На рынке в Смитфилде, где продавали крупный рогатый скот, вдруг заболели десятки бычков и коров, привезённых на продажу. Состояние животных быстро ухудшалось, и ветеринары ничего не могли сделать. Тринадцать голов скота пришлось срочно забить. Оказалось, что лёгкие у животных совсем чёрные от частиц угля.
Нетрудно догадаться, что от смога страдали лёгкие не только у бычков, но и у людей. Одним из первых признаков высокой смертности стал дефицит гробов. «В похоронных бюро закончились гробы, а у торговцев цветами не хватало цветов», - вспоминал в 2002 году Роберт Уэллер. Уэллер работал врачом в больнице Св. Варфоломея. Как только сгустился туман, резко увеличилось количество пациентов, поступивших с симптомами заболеваний сердечно-сосудистой системы и дыхательных путей. Автомашины «скорой помощи» из-за тумана не ездили. Сотни людей, кашляя и задыхаясь, брели к больницам. По свидетельству Роберта Уэллера, больницы не справлялись: «Многие больные даже не могли попасть внутрь здания клиники и умирали прямо на улице». Губы у покойников были синие, как у погибших от удушья.
9 декабря вдруг подул юго-западный ветер и сразу очистил город от смога. От попавших в лёгкие вредных промышленных выбросов, от сажи и сернистого газа пострадали прежде всего люди пожилые и нездоровые. Родственники умерших поначалу не ставили их смерть в прямую зависимость от смога. Масштабы экологической катастрофы обнаружились не сразу. Судебно-медицинские эксперты установили, что смертность во время смога приблизилась к самым высоким показателям.
Количество умерших в Лондоне за пять дней смога сопоставимо с числом жертв эпидемии холеры в 1854 году и эпидемии гриппа в 1918 году. Подсчитано, что от последствий тумана умерло 12 тысяч человек, а около ста тысяч заболели тяжёлыми болезнями дыхательных путей. Правительство с большой неохотой признало эти крайне неутешительные факты.
В январе 1953 года лондонский Совет графства представил отчёт, в котором детально изложены губительные последствия «смога столетия». Гарольд Макмиллан, министр по делам жилищного строительства и местного самоуправления, возразил, что он «не убеждён в необходимости принятия дополнительных законов». Правительство отрицало связь между смогом и высокой смертностью.
Из-за общественного резонанса правительство, в конце концов, пошло на уступки. В Законе о контроле за загрязнением воздуха в 1956 году введён запрет на использование для отопления частных домов угля с высоким содержанием смол. Кроме того, были созданы «бездымные зоны», то есть районы, в которых полностью запрещались бытовые трубы дымоходов, а также производства, связанные с выбросами вредного дыма в атмосферу.
В законе предлагалось использовать официально разрешённые виды топлива в качестве относительно бездымных и безвредных. Во втором Законе о контроле за загрязнением воздуха, принятом в 1968 году, правила изменены в сторону усиления строгости. По новым нормативам для промышленных предприятий предписывается строить более высокие дымовые трубы.
Законы, ограничивающие вредные дымовые выбросы в атмосферу, фактически возымели действие, качество воздуха в английской столице с тех пор заметно улучшилось.
|