Какой нормальный мальчишка в детстве не увлекался историями про пиратов и загадочные корабли- призраки, бороздившие южные моря и океаны в Средневековье? Казалось бы, времена летучих голландцев и корсаров давно прошли... Отнюдь! Известный карельский этнограф, писатель Алексей ПОПОВ утверждает, что в водах современного Ладожского озера случайные свидетели периодически видят корабль-призрак.
—Алексей, расскажите о наиболее подробной встрече с летучим голландцем Ладоги.
—Вы будете удивлены, но эта история распространена среди этнографов Карелии. Просто удивительно, что она до сих пор не стала известна широкому кругу читателей! Самый памятный случай встречи с кораблем-призраком на Ладоге, о котором я знаю, произошел летом 1955 года. В это время старшина Балтийского флота Семен Шкруднев гостил у своих родственников в поселке на побережье Ладожского озера. И вот как-то вечером он на моторной лодке вышел на Ладогу, чтобы проверить поставленные накануне сети. Однако в сумерках в районе острова Ряпой он не справился с управлением, его моторная лодка налетела на топляк и быстро затонула. Семен, ругаясь на чем свет стоит, вплавь добрался до каменистого островка и всю следующую ночь провел на холодных камнях, время от времени оглашая темноту яростными криками о помощи. Когда рассвело, он вдруг заметил проступающий сквозь туман силуэт стоящего около островка мотобота. Семен закричал, пытаясь привлечь внимание команды, но тщетно, на судне молчали. Недолго думая, Шкруднев бросился в воду и поплыл к мотоботу, до которого было всего около сотни метров, но, подплыв вплотную, он не увидел на палубе ни одного человека. Зато с борта свисал трос. Семен схватил его, подтянулся и перевалился на палубу. В этот момент судно медленно двинулось от острова, оставляя его за стеной густого тумана.
—Получается, корабль был физически осязаем?
—Он был настоящий! Первое, что почувствовал Семен на борту, — странный, почти зимний холод и сильный запах цветущего ила. Затем он обратил внимание на сильно поржавевшие судовые механизмы и снасти, густо заляпанные засохшим птичьим пометом, а также на валяющиеся на палубе пучки гниющих водорослей и высохшие трупы чаек. В этот момент старшина заметил стоящую у штурвала фигуру в брезентовой робе. Шкруднев направился к рубке и, подойдя к открытой двери, спросил: «Куда идем, капитан?» — «В ад», — ответил глухой, словно из трюма, голос. Семену показалось, что он ослышался, но в это мгновение фигура повернулась к нему лицом. Под низко надвинутой капитанской фуражкой старшина успел рассмотреть желтую кость с черными пятнами тлена, зияющие пустотой глазницы, темный провал носа и жуткий оскал зубов! В ту же секунду Шкруднев бросился за леера и в ужасе поплыл прочь от страшного мотобота. Когда старшину случайно заметили с проходящего рыболовецкого баркаса, он едва держался на плаву. Рыбаков удивило, что при оказании помощи тонущий сопротивлялся и, даже вытащенный из воды, пытался снова выпрыгнуть за борт, пока его не напоили спиртом и не заперли в кубрике.
—Но это не единственная встреча с кораблем-призраком...
—Нет! С этого момента команды пассажирских пароходов, грузовых и рыболовецких судов время от времени наблюдали в разных районах Ладоги мрачный, неухоженный мотобот. Чаще всего его видели в сумраке наступающего рассвета или на закате. Несколько раз встречи проходили по ночам. На облупленных, поржавевших бортах с трудом угадывался какой-то трехзначный номер, точно определить который не представлялось возможным.
—Известна история появления этого мотобота?
—Отчасти. Она началась в Финляндии, незадолго до так называемой Зимней войны. В 1937 году в Кексгольме (сейчас город Приозерск) поселился шведский капитан Юхан Сигвард. Его появление в маленьком финском городишке вызвало повышенный интерес, который, однако, скоро сменился чувством неприязни и страха. Для этого были все основания. Сигвард был огромного роста, силен и нелюдим. Всех финнов он считал недочеловеками, о чем прямо говорил местным жителям. Держал огромную злую собаку непонятной породы, поговаривали, что это помесь гренландской лайки и полярного волка. Вскоре Сигвард приобрел морской мотобот «Господня благодать» и, закрасив его прежнее название, вывел на борту черной краской зловещие цифры — 666. Затем на Дальней Мызе, где он поселился, появился странный гость — глухонемой тип с лицом закоренелого преступника. С этого момента практически каждую ночь мотобот «Три шестерки», как его окрестили местные жители, уходил в открытую Ладогу.
—Чем они промышляли?
—Об этом можно было только догадываться, но то, что не ловом рыбы, в этом не сомневался никто. Однажды рыбаки Карвонен и Такконен задержались на промысле до глубокой ночи. Показалась луна, озарив все вокруг холодным, бледным светом. Внезапно чуткое ухо Карвонена уловило прерывистый вой. Страшный звук становился все отчетливее, и столько скрытой угрозы и ярости таилось в нем, что оба рыбака замерли и тревожно переглянулись. Утлый челн качнуло тяжелой волной, и рыбаки увидели проходящий недалеко от них на малых оборотах мотобот Сигварда. На носу «Трех шестерок» возвышалась высокая фигура капитана. Рядом с ним сидела его жуткая собака. Спустя несколько дней, накануне дня святого Улофа, когда, по старинным скандинавским поверьям, ведьмы и прочая нечисть слетаются на шабаш в местечко Блакулла, в Кексгольме случилось несколько неприятных событий. Кто-то ночью проник в городскую кирху и совершил в ней страшное святотатство: надругался над распятием, посбивал с постаментов скульптуры святых и оставил на кафедре проповедника некую мерзость, схожую с человеческими экскрементами. Директор местного музея Вяхавяйнен, человек начитанный и прозорливый, поспешил к полицейскому исправнику Кууконену, которому сообщил о своих подозрениях. Полицейский вежливо выслушал его и сказал: «Ко мне уже прибегал наш городской библиотекарь господин Кюляя, так вот он считает, что это Сигвард — большевистский агент, готовящий в Финляндии новую революцию. С библиотекарем ясно: свихнулся человек на шпионских романах, но от вас, честно признаюсь, таких выводов не ожидал, тем более со всей этой мистикой и чертовщиной».
—Но подозрения подтвердились?
—В отчете о происшествии, составленном для полицейского управления в Хельсинки, исправник подробно изложил версию Вяхавяйнена, выдав ее за свою, а на Дальнюю Мызу направил полицейский наряд, но тот вернулся ни с чем: хозяин Мызы и его гость отсутствовали, как и мотобот у причала. В полночь 31 августа, в день святого Улофа, над Ладогой разразился сильнейший ураган и гроза. Такого буйства стихии не помнили старожилы. Волнами повредило мол и городской причал, порывами ветра валило вековые деревья и срывало кровлю с домов. И всю ночь в предместьях Кексгольма жарко пылала, вероятно подожженная ударом молнии, Дальняя Мыза. После этого урагана мотобот «Три шестерки» больше не видели. Он вместе с командой бесследно канул в пучине озера. Полицейские запросы в порты Лахденпохья, Сортавала, Импилахти и даже официальное обращение к советским пограничникам не принесли положительных результатов...
—Когда последний раз видели мотобот призрак?
—Практически вчера! Призрачное судно видели на Ладоге зимой 2010 года при весьма трагических обстоятельствах. Под вечер 27 февраля сильным ветром в Волховской губе оторвало от берега огромную льдину с рыбаками-любителями и понесло в открытое озеро. В беду попало около тысячи человек. Из-за сложных метеоусловий и плохой видимости спасательные работы пришлось отложить до утра, поэтому всю ночь бедолаги провели среди мрака, стужи и волн. Когда эвакуация рыбаков завершилась, многие из них принялись возмущаться: «Почему ваш мотобот взял на борт всего четырех человек и ушел? 1дё этот капитан, мы ему рыло начистим!» — «Спасательные работы производились вертолетами, никаких судов задействовано не было», -удивился начальник оперативного штаба. Однако выяснилось, что в полночь к дальнему концу льдины неслышно пристал мотобот. Толпа с надеждой побежала к нему, но едва на борт поднялись четверо самых резвых рыболовов, он не стал ждать других и ушел в бушующее озеро. «Ничего не понимаю», -развел руками начальник штаба. На всякий случай он связался по радио с региональным МЧС, где получил подтверждение, что ни одно судно в эвакуации рыбаков участия не принимало...
|