Параллельный мир Суббота, 18.05.2024, 14:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Аномальные новости [2]
Аномальные зоны [30]
Аномалии [6]
Безумный мир [15]
Вампиры и зомби [32]
Гипотезы [18]
Города-призраки [9]
Другая реальность [24]
Загадки истории [20]
Загадки психики [43]
Загадки здоровья и медицины [37]
Катастрофы [32]
Космос [37]
Магия и знахарство [34]
Мир призраков [80]
Мистика [65]
Невероятная история [26]
Наука [4]
Непознанное [138]
Реликтовый зоопарк [30]
С миру по нитке [21]
Секретные материалы [22]
Уроки истории [14]
Уфология [76]
Феномен [16]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мистика

Икотницы пинежские, и не только

Загадочное явление, известное вот уже почти два столетия и именуемое в народе икоткой, в разное время было предметом судебных разбирательств и научных изы­сканий, которые, однако, так и не смогли дать ему разумного объяснения.

Родина икотки

В 70-е годы прошлого века известный советский писатель Федор Абрамов в книге «Из колена Авакумова» писал: «Есть на Севере, а точнее сказать, на Пинеге и на Мезени, такая женская болезнь - ико­та, которая, правда, сейчас немного по­утихла, а еще совсем недавно редкую ра­ботную бабу не трепала. Найдет, накатит на бедную - и мутит, и ломает, и душит, и крик и рев на все голоса: по-собачьи, по-кошачьи, и даже самая непотребная матерщина иной раз срывается с губ...»

И действительно, вплоть до середины 1950-х годов в небольшом населенном пункте Пи нега Архангельской области

среди женщин широкое распростране­ние имело странное психическое заболе­вание, называемое икоткой. Количество людей, страдавших загадочным недугом, было столь велико, что некоторые из уче­ных даже предположили, будто это забо­левание является наследственным. Са­мих заболевших называли «пинежскими икотницами».

Первое упоминание об икотке относит­ся к 1785 году, когда епископ Архангель­ский и Холмогорский Вениамин в своем послании Синоду описывал заболевание как особую форму порчи и одержимости злым духом. Также в своем письме епи­скоп Вениамин связывал икотку с веро­ваниями древнего народа чудь, жившего по берегам реки Пинеги и поклонявше­гося языческим богам. Идолопоклонни­ческие суеверия оказались настолько живучими, что их отголоски можно было встретить даже в XIX веке в обрядах местных колдунов и знахарей. Так, в 1815 году в Пинеге состоялся суд, кото­рый разбирал дело о «напускной икотке» и приговорил некоего Михайло Чукрая к 45 ударам плетью за «порчу» своей дво­юродной сестры Афимьи. В 1862 году в Пинеге и Мезени произошел бунт, во время которого разъяренная толпа сожг­ла несколько домов, где, как считалось, жили колдуны, напускавшие икотку на местных женщин. Для усмирения народ­ных волнений туда даже были стянуты войска, а местное духовенство с каждым бунтовщиком провело «душеспаситель­ные беседы».

Таинственный недуг северных народов

Однако не только на Пинеге были из­вестны случаи таинственной икотки. Так, об этом загадочном заболевании упоми­нал в конце XIV века креститель народа коми Стефан Пермский, до конца своих дней яростно боровшийся с языческими верованиями местного населения, оби­тавшего в непроходимых лесах. Об икотке знали карелы и мордва, мокшане и вятичи, зыряне и пермяки, называвшие болезнь шева - по имени таинственного духа, вселя­ющегося в человека.

По мере освоения бес­крайних пространств за Каменным поясом русские поселенцы с удивлением узнавали, что с икоткой были знакомы почти все коренные народы Урала и Сибири и что практикой ее «наведения» в совер­шенстве владели местные шаманы. Известно, что староверами, скрывавшимися в глухих местах Сибири, даже строились особые монастыри, в которых лечили больных икоткой. Вот только исцеляющие при­емы были довольно своеобразными и весьма жестокими. Женщин, одержи­мых икоткой, неделями морили голодом, били батогами, пугали цепными медве­дями или псами и, выгоняя на лютый мороз, обливали ледяной водой. Те из них, кто выживал, возвращались в род­ные селения и больше никогда не были подвержены болезни.

Исторические хроники свидетельству­ют о том, что необъяснимые вспышки икотки возникали в XIX и XX веках в раз­ных уголках России. Так, в 1834-1835 годах заболевание массово проявлялось среди жителей деревни Сура Архангель­ской губернии, в 1877-м икотка была отмечена в селе Преображенском То­больской губернии, в 1912 году - в селе Чистюнька Алтайского уезда. Последние упоминания о таинственном недуге свя­заны с селом Карагай, что в Пермском крае, и относятся к 2009-2010 годам...

Языческие практики

В средствах массовой информации, описывающих привязчивую карагайскую болезнь, говорилось о том, что одер­жимые икоткой внезапно начинают гово­рить не своим, порой детским голосом, зачастую переходят на один, а иногда и на несколько иностранных языков, лают, кукарекают, предсказывают будущее, в подробностях описывают прошлые жиз­ни человека. Зачастую подобные сим­птомы, появившись у одной из жительниц села, в считанные дни охватывают целые населенные пункты, бесследно исчезая через две-три недели и вновь появляясь через полгода или год. Современные описания в точности повторяют симпто­мы икотки, которые проявлялись у забо­левших и сто, и двести лет тому назад в разных регионах России.

Согласно устоявшимся поверьям икотка - особый дух, внешне похожий на плесень, выращиваемый при помощи определен­ных магических практик на остатках еды или напитков. Излюбленным методом колдунов является такой: они наливают квас, засто­явшуюся колодезную воду, морс или пиво человеку, которому хотят подсадить икотку. Любопытно, что в крепких спиртных напитках

- самогоне, водке или вине

- эта сущность не прижива­ется, и потому они считаются бесполезны­ми при проведении магического ритуала.

Другой интересной особенностью явля­ется то, что икотка почти всегда одолевает женщин, особенно беременных. Проник­нув в жертву, загадочная сущность посе­ляется в животе, а иногда, по ощущениям, и во всем теле человека.

Первым признаком заболевания яв­ляется спорадически проявляющаяся икота. В этой связи весьма действенным является народное средство, при котором икающего человека следует хорошень­ко напугать. И действительно, считается, что мистическая сущность не выносит внезапного громкого шума, яркого света или сильных эмоций, из-за которых она вынуждена покинуть телесную оболочку своей жертвы.

Исследователи таинственной болез­ни различают три вида икотки: «немая», «ревущая» и «говорящая». При «немой» икотке у больной женщины начинаются неудержимая зевота и слезотечение, ее охватывают сонливость и тремор конеч­ностей. У больных «ревущей» икоткой воз­никают спазмы гортанных мышц, из-за чего голос меняется до неузнаваемости. При «говорящей» разновидности продол­жительное икание сопровождается вы­крикиванием отдельных фраз и слов, за­частую ругательных, нецензурных...

Бессильная наука

Современная медицина называет в ка­честве причин, вызывающих икоту, недо­статок кислорода в клетках головного моз­га, нехватку или переизбыток в организме человека йода, кальция, цинка или вита­минов группы В. Само же заболевание, называемое в народе икоткой, медики от­носят к навязчивым психозам или даже к вялотекущей шизофрении, эффективным средством лечения которой считаются се­ансы глубокого гипноза.

Однако, по свидетельству очевидцев, гипнотическое воздействие еще ни разу не давало действенного положительного эффекта. Более того, во время проведения сеансов существо, находящееся внутри пациентки, случалось, вступало с докто­рами в горячий диспут, разглашая иногда такие факты биографии лечащего врача, от которых тот приходил в смущение, чем при­водил коварную икотку в восторг.

Уральские и сибирские знахари считают, что уберечься от икотки можно при помощи ряда несложных приемов: ежевечерняя и ежеутренняя молитва; постоянное ноше­ние при себе в укромном месте щепотки поваренной соли, свежих зерен мака или красной нестираной ленточки из ситцевой или льняной ткани. Если же икотка проник­ла в человека, то больного следует подвер­гнуть строгому посту и отпаиванию водой, над которой были произнесены специаль­ные молитвы. После 5-7 дней подобных процедур у заболевшего начинается силь­ная рвота, во время которой в определен­ный момент из него выходит нечто, внеш­не похожее на чайный гриб. Исторгнутое следует немедленно сжечь, а полученный пепел закопать. После лечения одержи­мый икоткой впадает в долгий и глубокий сон. Проснувшись, он ничего не помнит о том, что с ним произошло, и чувствует себя совершенно здоровым и полным сил. Считается, что на излечившегося человека на протяжении последующих трех лет не в состоянии повлиять ни один - даже самый могущественный - колдун.

Категория: Мистика | Добавил: krutoi-bober (12.05.2014)
Просмотров: 595 | Теги: мистика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Используются технологии uCoz