Параллельный мир Вторник, 30.04.2024, 00:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Аномальные новости [2]
Аномальные зоны [30]
Аномалии [6]
Безумный мир [15]
Вампиры и зомби [32]
Гипотезы [18]
Города-призраки [9]
Другая реальность [24]
Загадки истории [20]
Загадки психики [43]
Загадки здоровья и медицины [37]
Катастрофы [32]
Космос [37]
Магия и знахарство [34]
Мир призраков [80]
Мистика [65]
Невероятная история [26]
Наука [4]
Непознанное [138]
Реликтовый зоопарк [30]
С миру по нитке [21]
Секретные материалы [22]
Уроки истории [14]
Уфология [76]
Феномен [16]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » С миру по нитке

Рогволодов камень двоеверия?

История становления христи­анства на Руси покрыта тай­нами и полна противоречий. Однако сейчас некоторые исследователи предполагают, что рус­ское православие - это результат не борьбы христианства с язычес­твом, а совокупность грамотной политики языческих жрецов, кото­рые вовсе не воевали с пришлой религией, а создали удивитель­ную комбинацию «двоеверия». И существуют даже доказательства такой версии. Например, Рогволодов камень.

Остались одни осколки

Вообще, по отношению к Рогволодову камню правильнее го­ворить в прошедшем времени. Он был уничтожен в 1936 году, когда строилась трасса Москва- Минск. Остались только его за­рисовки и фотографии, а также письменные описания истори­ков конца XVIII века.

Спустя три года после унич­тожения валуна один местный краевед составил акт об распо­ложении на площади 40 квадрат­ных метров 28 крупных и более мелких осколков Рогволодова камня.

Это был гигантский гранитный кусок более трёх метров в длину. И при этом - абсолютно плоский. Он не просто лежал на земле, а был установлен на четырёх валунах-подставках наподобие дольмена. Эти валуны-подстав­ки должны были быть довольно высокими, потому как источники свидетельствуют, что в проёме под валуном свободно проходи­ли овцы и прятались пастухи.

Поклонялись ему кривичи и прочие местные племена, а за­тем Рогволодов камень внезапно стал и христианской святыней, как бы странно и вопиюще это ни звучало.

Дело в том, что в XII веке, а именно в 1171 году, на верх­ней поверхности камня был вы­бит шестиконечный крест на подставке. Сделали это по при­казу полоцкого князя Рогволода, получившего в крещении имя Василий Борисович. И ста­ли называть с тех пор камень Рогловолодовым.

Князь распорядился не только насчёт креста, но и приказал вы­бить надпись. Официальный её вариант гласит: «В лето 6679 года месяца мая доспен сей крест. Господи, помози рабу своему Васи­лию в крещении Рогволоду сыну Борисову. Иисус Христов. Ника».

Загадочная надпись

Существует любопытная гипо­теза. Согласно ей, «официальная» надпись на камне - неполная. Она была целенаправленно повреж­дена ещё несколько веков назад, когда случилась реформа Нико­на и Церковь превратилась в не­терпимую воительницу со всем «не нашим». Полный же вариант того, что начертано на Рогволодовом камне, совсем иной. Энтузиас­ты-исследователи, вооружившись лупой, дотошно рассмотрели каж­дую чёрточку на фотографиях камня и попытались восстановить то, что было утрачено и попорче­но. В результате получилось: «Ии­сус Христос. Ника. В лето 6679 мне, Амайе, в месяц 5 день 7 доставленъ жреческий крест. Помози рабу бога Сварога твоему, Василию во крещении, именемъ Когволод, сыну Борисову».

Из этой надписи получается, что камень был доставлен князю Рог­володу от жреца по имени Амайя. Это имя, кстати, тоже загадка, потому как оно совершенно не славянское и уж, конечно, не хрис­тианское. А чьё - непонятно.

Тогда получается, что князь- христианин просил о помощи у языческих богов. И, что ещё ве­роятнее, поклонялся и Христу, и Сварогу. То есть - был типичным двоевером в хорошем смысле это­го слова.

Ещё из надписи следует, что и языческое жречество не было ка­тегоричным и агрессивным по отношению к новой вере, как хо­телось бы считать официальной науке. Также сторонники данной гипотезы указывают, что Рогволо­дов камень был слишком плоским неспроста. Потому что это был не обычный кряжистый валун, обве­янный ветрами, а гранитная плита, и, возможно, рукотворная, с бо­жественным ликом. И божество то - Макошь, одна из главных богинь восточных славян.

Чей лик?

Как эти исследователи узна­ли, что на Рогволодовом камне изображалась именно Макошь? По надписи. По их мнению, сло­во «ликъ Макошь» отлично вид­но у основания выбитого на камне креста. И что ещё поразительнее - именно в этот «ликъ Макошь» был вписан христианский крест.

Здесь, кстати, есть где разгу­ляться фантазии современных исследователей. А что, если Рогволод был всё-таки истинным хрис­тианином и, борясь с язычеством,

заставил нехристианского жреца «переделать» языческую святыню на христианский лад пусть и очень своеобразным способом? Получи­лась практически икона: с крестом и ликом. Неважно, что каменным. В эпоху, когда христианство в этих землях было ещё слишком сла­бо, а каноны толком не оформле­ны, да ещё мастеров не хватало, зато языческие камни имелись тут и там и пользовались беше­ной популярностью, у населения, несмотря на насаждение новой веры, вполне могло случиться и такое чудо.

А с другой стороны, возможно, языческий Амайя ловко устроил так, чтобы угодить и князю-хрис­тианину, и собственной вере: такой плите-«иконе» могли мо­литься и христиане, и язычники. А может, всё было совсем по-другому, о чём даже догадаться сейчас невозможно.

Но почему среди множества языческих богов Рогволод или же Амайя остановили своё внимание именно на Макоши?

Потому что Макошь - это мать наполненных кошей, богиня хо­рошего урожая. И не только, она ещё и олицетворение судь­бы, счастливой доли. Эта богиня связывала отвлечённое понятие счастливой и удачливой судьбы с конкретным понятием изобилия. На землях, ныне входящих в состав Беларуси, Макошь поль­зовалась огромной любовью у народа. Впрочем, эту богиню почитали везде. Недаром она входила в пантеон основных сла­вянских богов.

Всем богам сразу

Дело в том, что с первой трети XII века начало происходить ох­лаждение среднегодовой темпе­ратуры, климат потихоньку стал изменяться в худшую сторону - так начинался «малый ледни­ковый период», продлившийся вплоть до XV века.

В одной из русских летописей того времени есть показатель­ная запись: «.. .а на осень уби мо­роз вершь всю и озимице и бысть голод...»

К XIII веку на большей части Руси перестаёт расти пшеница, приходится переходить на рожь, прежде считавшуюся сорняком (к слову, в XIV веке начинает плохо расти уже даже рожь). Земли ох­ватывает голод и мор, люди пи­тались корой и мхом, умирали массово, численность населения резко сократилась.

Кроме того, народ не прос­то голодал, но и роптал. Созда­вались все условия для смуты не только в головах. Да ещё сосед­ние князья пытались урвать свой кусок в условиях феодальных междоусобиц.

Понятно, что в такой ситуа­ции уже было неважно, какому богу следует молиться. Молились всем богам сразу в надежде, что они помогут. И вполне вероятно, что тогда Христос стоял в одном ряду с Макошью и Сварогом. И у последних было наверняка почи­тателей больше.

Рогволодов камень почитали и тогда, когда трудные и голодные времена миновали. При этом вопрос, кого именно почитали - Христа или Макошь - не ясен.

Зато в XX веке, в эпоху безбо­жия, проблема «Христа-Макоши» перестала быть актуальной: за­мечательный памятник древних времён взлетел на воздух, взор­ванный шутки ради...

 

Категория: С миру по нитке | Добавил: krutoi-bober (28.06.2014) | Автор: Авентина РОССИ
Просмотров: 776 | Теги: Из тьмы веков | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Используются технологии uCoz