За чашечкой кофе
«Как страховка у Ллойда!» - так нередко говорят, если хотят подчеркнуть надёжность коммерческого проекта или сделки. Действительно, деловая репутация этой страховой организации практически безупречна.
Прежде всего, это не компания в общепринятом смысле слова. У неё нет совета директоров, иерархической пирамиды с отделами-управлениями-службами и прочих атрибутов структурированной организации. Это, скорее, свободная ассоциация людей, предоставляющих на возмездной основе страховые услуги.
На дворе - 1688 год, Лондон, Тауэр-стрит между Хоппингом и набережной Сен-Кэтрин, что по над Темзой, кофейня Ллойда. Упаси бог, это не забегаловка вроде трактира, это тихое, солидное место, где за чашечкой кофе и стаканом рома, между партией в криббедж и салонной беседой заключаются сделки купли-продажи шерсти и чая, сукна и вина, табака и слоновой кости. Здесь фрахтуются корабли - и оформляются страховки на случай порчи или потери кораблей и грузов. Посетители, что характерно, сплошь джентльмены: просоленные капитаны из лондонских доков и прожжённые дельцы из Сити.
Это сам собой сформировавшийся деловой клуб, и так уж вышло, что у Эдварда Ллойда хватило ума понять, что к нему в гости пришла золотая жила. Сама!
Говоря сегодняшним языком, Ллойд был гением маркетинга. Он сделал так, что в его кофейне деловым людям был предоставлен максимум удобств для ведения дел, и в первую очередь - оперативная и исчерпывающая информация касательно движения судов, конъюнктуры фрахтовых ставок, страховых взносов и т. п. В общем, у него было удобно работать.
Довольно быстро его кофейня превратилась в один из ведущих деловых центров британской заморской торговли и страхования рисков на море. Эдвард и сам быстро смекнул, что корабли всё-таки гораздо чаще приходят в порт назначения, чем тонут (хотя и кораблекрушений, увы, хватало в те патриархальные времена!), и тоже занялся страховым бизнесом. Отсюда и пошло Страховое общество Ллойда. Подчеркнём: ни он сам, ни его наследники никогда не были «владельцами» Общества. Просто он основательно приложил руку к его созданию; правильнее было бы говорить: «Страховое общество имени Ллойда».
Орден рыцарей денег
Строго говоря, Общество Ллойда как страховая компания не существует! Есть несколько сот частных страховщиков, зарегистрированных у Ллойда и облечённых правом вести дела с клиентами. Процедура регистрации нового члена Общества - это тот ещё процесс, нечто вроде посвящения в средневековый рыцарский орден. Прежде всего, кандидата должны рекомендовать не менее пяти действующих членов Общества. Он должен представить доказательства своей платёжеспособности и все материалы по коммерческой деятельности вне Общества. В течение года особая комиссия проверяет его деловую репутацию и бдительно контролирует все заключаемые им сделки, и лишь в случае положительных результатов проверки его кандидатура выносится на тайное голосование вполне в духе старинных элитных клубов - с помощью чёрных и белых шаров.
Если белые перевешивают, кандидату остаётся внести в фонд Общества немалый вступительный взнос и подписать обязательство вносить туда же долю от всех полученных страховых премий (страховая премия - плата клиента за оформление страховки). Всё, кандидат стал полноправным underwriter - «подписчиком».
«Подписчики»
Ллойд - знак качества, это брэнд из брэндов, и перед страховщиком - членом Ллойда раскрывается море состоятельной клиентуры. А во-вторых, членство у Ллойда обеспечивает мощную поддержку партнёров в проектах, которые в одиночку страховщику просто не поднять. Ведь Ллойд давным-давно перерос свою первоначальную экономическую нишу - страхование морских перевозок. Здесь можно застраховать всё! От гигантского морского супертанкера до коленных суставов дорогостоящего футбольного форварда, от атомной электростанции до чувственных губ голливудской актрисы. Страхуются имущество, здоровье и даже событие - например, дождь на стадионе во время ответственного футбольного матча или беспорядки на концерте рок-звезды. И суммы страховых рисков могут достигать астрономических величин. Поэтому обычно ллойдовцы оформляют страховки вскладчину, «по подписке» - отсюда и термин «андеррайтер», подписчик.
...Предположим, вы решили оформить у Ллойда страховку и ради такого дела посетили дворец Ллойда на углу Лайм-стрит и Фенчерч-стрит. Так вот, самих страховщиков вы, как ни странно, не увидите! Более того: оказывается, Ллойд сам не страхует и за действия своих членов не отвечает! Страхованием занимаются эти самые «подписчики» на свой личный страх и риск и отвечают только своими собственными деньгами. С вами будет иметь дело брокер - посредник на зарплате. В отличие от вас, гостя, этот клерк хорошо знает, кто из страховщиков на каких рисках специализируется и быстро найдёт «лидера», который первым поставит свою подпись на проекте страхового договора - слипе.
Бывает, что лидер берёт на себя риск полностью, но чаще брокеру приходится поработать ногами, пока столбик цифр на слипе не сравняется с требуемой суммой страхового возмещения. Далее слип попадает в контору Общества, где клерк заполняет стандартную форму полиса и ставит особую ллойдовскую печать, придающую договору страхования официальную силу. Но! Что интересно и, безусловно, делает Ллойду честь - если ваше имущество, не дай бог, пострадает до того, как печать поставлена, но после того, как заполнен слип, страховщики по нигде официально не записанной, но тем не менее незыблемой традиции выплатят вам возмещение! Это, понимаете ли, Британия, да-с.
А если всё-таки несчастье?
В истории не было случая, чтобы Ллойд не выплатил клиенту страховку, если только не был доказан факт злого умысла - умышленного причинения ущерба самим клиентом с целью эту страховку получить (а подобных преступлений в истории страхового дела неисчислимое множество).
Именно для этого в уставе Общества существует пункт, согласно которому подписчик не может ставить на слипе цифру, превышающую его личный банковский кредит. Если, выплатив клиенту страховку, подписчик разорится дотла - это его личные проблемы, Общество ему ничем не обязано: подписался - плати! Вот поэтому-то Ллойд и непотопляем. Страховщик, вступающий в Общество, полностью и безоговорочно отвечает перед клиентом своими деньгами за подпись на слипе. Поэтому жуликов, аферистов и трусов в Обществе Ллойда нет и быть не может.
...Эдвард Ллойд умер в 1713 году, но только в конце XIX века англичане спохватились воздать должное человеку, по сути создавшему понятие «страховка» в его современном виде! Удалось найти лишь его могилу; где и когда родился, как жил до 1688 года - неизвестно...
|