«Лилипут» у власти
Деятельность тайной полиции Республики Гаити имела в своей основе магические обряды африканского культа вуду. Почти 90 процентов граждан этой республики, занимающей западную часть одноимённого острова в Карибском море, - это потомки африканских рабов, вывезенных в прошлые века в Америку для работы на плантациях. Практически все они официально считаются католиками, хотя очень многие, особенно в глубинке, всегда сохраняли приверженность языческому культу своих африканских предков.
В 30-х годах прошлого века Франсуа Дювалье, медик по образованию, занимался врачебной практикой в сельской местности. Там он наблюдал за обрядами вуду, свёл знакомство с колдунами и знатоками ритуальных секретов.
Дювалье настолько проникся идеями культа, что начал выступать в печати со статьями, в которых утверждал необходимость возрождения вуду на государственном уровне, как души нации. Между тем политическая жизнь в «негритянской республике» Гаити бурлила.
Был период, когда Франсуа Дювалье, пользовавшийся поддержкой американцев, дослужился до поста министра здравоохранения. Но тут произошёл очередной военный переворот, и честолюбивому врачу пришлось скрываться в подполье на протяжении нескольких лет.
В 1956 году военная хунта пала, в республике развернулась ожесточённая борьба за президентское кресло. Главных кандидатов было четыре. Дювалье считался самым бесперспективным из них. Пресса называла его «политическим лилипутом». Но этот «лилипут» придумал хитрую интригу.
Он обещал одному из соперников свою поддержку при условии, что тот, став президентом, назначит начальником Генштаба генерала Антонио Кебро. А тем временем Кебро, верный сподвижник Дювалье, собирал банды наёмников, не брезгуя полукриминальными элементами.
Новый президент находился у власти всего 19 дней. Свергнутый головорезами генерала Кебро, он был выслан с острова. В стране началась новая избирательная кампания, проходившая под полным контролем сторонников Дювалье.
Став, наконец, «законно избранным» президентом, Дювалье расправился сначала с оппозиционерами, а затем и со своими сторонниками, опасаясь заговора в их среде.
Проведя в армии очередную чистку, Дювалье понял, что ему нужна новая силовая структура, всецело преданная своему хозяину, готовая выполнить, не задумываясь, любой приказ, уничтожать смуту в зародыше, сеять страх и трепет вокруг. И тогда он всерьёз задумался о том, чтобы поставить себе на службу культ вуду, а его проводниками сделать наёмников отставного генерала Кебро...
Тонтон-макуты
В 1959 году в Республике Гаити появилась тайная гвардия «Папы Дока» (это прозвище Дювалье придумал себе сам) - добровольцы национальной безопасности, или тонтон-макуты, как их стали называть в народе.
В этом термине нашли отражение мифы вуду о «Дядюшке с джутовым мешком». По гаитянским верованиям, на Рождество к непослушным детям являлся злой Дядюшка (тонтон). Он запихивал сорванцов в большой мешок (макут) и уносил их себе на ужин. Поскольку Папа Док объявил всех гаитян «своими детьми», то аллегория выглядела весьма точной.
Быстро распространилась молва, что тонтон-макуты - это зомби, живые мертвецы, не ведавшие пощады. Источником слухов был сам Папа Док, который говорил о себе как о «хун- гане» - злом колдуне, или как о Бароне Субботе, повелителе кладбищ, смерти и воскрешения из мёртвых. Он даже стал одеваться подобно Барону Субботе, нося чёрный костюм с узким чёрным галстуком.
Тонтон-макуты не имели своей униформы, но использовали ряд обязательных аксессуаров - солнцезащитные очки, джинсовую рубашку и соломенную шляпу. Вооружены они были автоматами, но щеголяли при этом длинными, остро отточенными мачете.
Простые гаитяне, завидев издали группу людей в соответствующем наряде, испытывали священный ужас.
Главари отрядов тонтон-макутов имели разнарядку на ежемесячное убийство определённого количества «противников президента», в число которых мог попасть кто угодно.
Наводку давали осведомители и агенты на местах, большей частью колдуны вуду.
Прибыв в то или иное «неблагополучное» селение, тонтон-макуты выволакивали «смутьянов» из их домов на центральную площадь и, не таясь, чинили расправу.
Одних убивали ударами мачете, других забивали камнями, третьих сжигали заживо. Затем изувеченные тела подвешивались напоказ для устрашения.
Другой функцией тонтон-макутов был сбор «добровольных пожертвований» в фонд «Экономического освобождения Гаити». Попросту говоря, все предприниматели облагались своего рода налогом в сумме не менее 300 долларов ежемесячно. Упрямцев, отказывавшихся платить, убивали одним из перечисленных способов. Собранные средства шли в карман Папы Дока.
Администрация США долгое время смотрела сквозь пальцы на зверства, чинимые Папой Доком, видя в том противовес кубинской революции.
Наконец, президент Джон Кеннеди подверг критике режим Дювалье и даже приостановил предоставление Порт-о-Пренсу финансовой помощи, значительная часть которой всё равно разворовывалась.
Тогда Папа Док пошел ва-банк. Он взял восковую куклу, истыкал её длинными иголками, после чего публично объявил, что вызвал из ада самого Сатану, который покарает американца. Так уж совпало, что шесть недель спустя Джон Кеннеди был застрелен в Далласе. Многие гаитяне и поныне верят, что американский президент стал жертвой колдовского обряда Папы Дока - Барона Субботы.
«Карибский вампир»
В конце 60-х годов Дювалье назначил главой тонтон-макутов генерала Лукнера Камброна, прозванного за свою кровожадность «карибским вампиром». Этот, с позволения сказать, деятель придумал новый способ обогащения. Он предложил продавать в США и некоторые западные страны кровь гаитян, а также «свежие» трупы для медицинских школ.
Один только плазменный центр в Порт-о-Пренсе экспортировал в США более полутора тысяч литров кровяной плазмы ежемесячно.
Кроме того, тонтон-макуты выслеживали и убивали молодых здоровых людей, внутренние органы которых шли на продажу в США. «Нововведения» Камброна приносили баснословную прибыль организаторам этого «бизнеса на крови».
После смерти Папы Дока, последовавшей в 1971 году, «карибский вампир» сохранил своё положение. Но через полтора года он вызвал гнев молодого наследника и президента, сына покойного диктатора Жан-Клода Дювалье, по прозвищу «Бэби Док», и был вынужден покинуть Гаити.
Бэби Док правил методами своего отца до 1986 года, когда ему пришлось бежать из охваченной волнениями страны. Некоторые отряды тонтон-макутов сохранились, но перешли на нелегальное положение.
В последний раз гвардия Дювалье публично заявила о себе в мае 1994 года, когда её бойцы прошли парадным строем по центральным улицам Порт-о-Пренса.
Валерий НЕЧИПОРЕНКО
|