Итальянская армия не стяжала громкой славы на фронтах Второй мировой войны . Однако итальянские подводные диверсанты оставили яркий след в летописи тайного противостояния на море…
ЦЕНА ЖРЕБИЯ
Среди офицеров-подводников выделялся своими знаниями, военным опытом и отвагой представитель древнего аристократического рода Валерио Боргезе по прозвищу Чёрный князь.
В августе 1940 года итальянское командование приняло решение одновременно атаковать обе главные британские базы. Командиры двух секретных субмарин тянули из морской фуражки жребий. Боргезе, который в тот период командовал подлодкой «Шире», вытянул Гибралтар. Лейтенанту Тоски досталась Александрия.
Цена жребия имела чрезвычайно высокую цену. Итальянские подводные диверсанты не были, конечно, камикадзе в полном смысле слова, однако служебная инструкция не предусматривала их возвращения на подлодку. Сразу же после спуска на воду управляемых торпед с их экипажами субмарина уходила на свою базу. Судьба диверсантов теперь зависела исключительно от их удачи.
Подлодка «Шире» подходила к Гибралтару. Внезапно Боргезе получил приказ вернуться на базу. Оказалось, что накануне британский флот в полном составе покинул рейд, и атаковать там попросту было некого.
21 октября «Шире» снова подошла к Гибралтару. Но и эта операция закончилась безрезультатно. Неудачи продолжались всю первую половину следующего года.
УСПЕШНЫЕ АТАКИ
20 сентября 1941 года подлодка «Шире» уже в четвёртый раз взяла курс на Гибралтар. Снова от неё «отпочковались» три управляемые торпеды, на которых шесть диверсантов отправились к цели. На этот раз техника не подвела. Обнаружив проход в сетевом ограждении, все три экипажа пробрались на внутренний рейд и установили мины под днищами выбранных кораблей, после чего незамеченными вышли на испанский берег.
В предрассветной мгле на английском рейде прогремела серия взрывов. Пошли ко дну два крупных танкера и один транспорт с боеприпасами. Ещё один транспорт выбросило на скалистый берег.
Новая операция в Александрии, которую возглавил Чёрный князь, началась в ночь на 21 декабря. Боргезе благополучно доставил своих диверсантов в исходную точку, после чего подлодка ушла на базу. На этот раз удача явно склонилась на сторону итальянцев.
На стоянку возвращались два британских военных корабля, и для них открыли проход в заградительной сети. Пристроившись к ним в кильватер, диверсанты проникли на внутренний рейд.
Первый экипаж - де ла Пенне (командир группы) и водитель Бьянки, действуя в непроглядном мраке, - сумел установить мину под килем линкора «Вэлиент». Поднявшись затем на поверхность для отдыха, они были обнаружены англичанами, которые, держа диверсантов на прицеле, заставили их подняться на борт.
В 4 утра раздался мощный взрыв. Линкор получил огромную пробоину и не затонул лишь потому, что находился на мелководье. Вскоре прогремело ещё два взрыва. Был повреждён линкор «Куин Элизабет», а также крупный танкер. Это означало, что успешно сработали и оба других экипажа.
СЕКРЕТ СТАРОЙ ПОСУДИНЫ
Ещё в начале войны в испанских водах, но вблизи британского Гибралтара затонуло на мелководье итальянское торговое судно «Ольтерра». Боргезе предложил использовать этот объект как плацдарм для подготовки дерзких подводных операций.
Вскоре сюда под видом мастеров и рабочих, якобы готовивших судно к подъёму, прибыли итальянские диверсанты. Работы велись открыто, но англичане так и не догадались, что на «Ольтерру» вместо труб и котлов доставлялись в разобранном виде части торпед. Сборка же торпед тайно велась внутри корпуса «старой посудины», в специально устроенном бассейне.
Однако торпедная атака, проведённая итальянцами в ночь на 7 декабря, закончилась неудачей.
Англичане, однако, так и не заподозрили подвоха, ввиду чего итальянцы решили продолжить операцию. К весне в потайном бассейне были собраны три новые торпеды.
Вторая атака состоялась поздним вечером 7. мая 1943 года. Как раз в Гибралтар пришёл крупный англо-американский конвой.
В эту ночь взлетели на воздух три крупных транспорта союзников, причём не пострадал ни один из диверсантов. Все шестеро благополучно добрались до испанского берега, а затем по тайному коридору были отправлены в Италию.
Всего же за годы Второй мировой войны итальянские подводные диверсанты потопили два вражеских линкора, крейсер и эсминец, 4 танкера и 23 транспорта общим водоизмещением 250 тысяч тонн.
ЗАГАДОЧНЫЙ ВЗРЫВ
В ночь на 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте в результате мощного взрыва затонул советский линкор «Новороссийск». Вот тут-то аналитики снова заговорили об итальянских подводных диверсантах.
Дело в том, что советский линкор «Новороссийск» фактически являлся бывшим флагманом итальянского флота «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). Когда вскоре после войны Кремль потребовал передать этот корабль советской стороне, то в определённых кругах Италии поднялась буря протестов. Против передачи были и англичане, которые сами положили глаз на итальянский линкор. Однако Москва всё же сумела настоять на своём. В 1949 году на «Джулио Чезаре» был поднят советский военно- морской флаг, корабль получил новое имя.
Именно тогда по Италии ходили упорные слухи, будто Чёрный князь поклялся уничтожить корабль - былую гордость итальянского флота, оказавшуюся в руках коммунистов.
Надо сказать, что итальянские подводные пловцы-диверсанты составляли особую касту, своеобразное «братство волка». Они никогда не восхищались Муссолини и соблюдали собственный кодекс чести. И если бы Боргезе действительно решился на организацию такой акции, то профессиональных исполнителей для неё он нашёл бы без труда.
Но так ли всё было на самом деле или же это просто очередной исторический миф, остаётся загадкой.
Валерий НЕЧИПОРЕНКО
|