В архиве выдающегося исследователя НЛО Феликса Зигеля хранится запись, сделанная доцентом Воронежского университета И. Я. Фурманом еще 25 сентября 1951 года в поезде «Саратов—Москва». Ученый познакомился с «летчиком в запасе» Аркадием Ивановичем Апраксиным и по его настоянию записал его истории с атаками НЛО.
В небе над Баскунчаком
А. И. Апраксин всю войну провел в боевой авиации. Получил ордена: Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени; медали «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За реете в 00В». Орденские документы он мне предъявил и просил все это записать. Показал паспорт с саратовской пропиской.
В 1948-49 годах Апраксин работал на испытательном аэродроме Капустин Яр в районе Баскунчака. Ему приходилось испытывать новые турбореактивные самолеты боевого назначения. Летал в нижней зоне стратосферы. Мог находиться в воздухе до четырех часов. Неоднократно получал благодарности за отличное выполнение задании по испытанию новой техники.
16 июня 1948 года он поднял очередную машину в воздух. На высоте 10500 метров оказался под сплошным слоем облаков. Летел над «молочным мо рем». Курс был на юг от места старта. Спустя полчаса после выхода на курс увидел непонятный по виду летательный аппарат, шедший поперечным курсом и на снижение. Аппарат имел форму огурца. От него исходили снопы лучей в направлении, обратном полету. Увидев этот аппарат, Апраксин, державший все время радиосвязь с базой, сообщил на нее об увиденном. Он получил ответ, что странный аппарат засечен радиолокатором, и получил указание снижаться, но не подчинился. С базы затем пришло указание: идти на сближение с аппаратом и при повторном отказе снизиться и открыть по нему огонь.
Выполняя это распоряжение, Апраксин направил свою машину навстречу загадочному аппарату. Когда сближение достигло около 10 км, лучи от аппарата, по словам Апраксина, «раскрылись веером», прошили его машину, причем на миг он был ослеплен. В то же мгновение он обнаружил выход из строя всей электрической части управления самолетом и двигателем. Планируя, Апраксин спустился и сел без аварии. В последний момент он видел странный аппарат в стремительном рывке вверх, а потом, погрузившись в облачный слой, перестал его видеть. Об этом происшествии был составлен подробный акт. Из Москвы прибыл эксперт, который подробно освидетельствовал самолет, расспрашивал летчика, старался сбить его перекрестными вопросами, два раза его стенографировали и сверяли стенограммы.
Затем Апраксину был предоставлен отпуск на 45 дней, который он провел в Гаграх и у себя дома в Саратове.
Из отпуска Апраксин был отозван досрочно за 10 дней до окончания. Его вызвали в Москву, в Управление ВВС МО и направили на испытательный аэродром в Европейском секторе Арктики.
В новом месте Апраксин подвергся внимательному допросу со стороны начальства по поводу «того случая» в воздухе. Затем ему показали акт об аналогичном наблюдении подобного же аппарата летчиком, имя которого не сообщалось. Акт во всех деталях наблюдения совпадал с его личными наблюдениями. Только этот летчик называл форму неизвестного летательного аппарата «удлиненной», «дирижаблеподобной». В его наблюдении также отмечались лучи, исходившие от аппарата веером. Три месяца Апраксин провел на полярном аэродроме. Шесть раз поднимался в воздух на большие высоты на самолете нового типа. Один раз летал в район Северного полюса и при этом ни разу не обнаруживал никаких необычных летательных аппаратов. Затем он был отозван в Москву и возвращен на аэродром в районе Баскунчака.
Второй контакт с НЛО
Пришла новая техника, и Апраксин принимал участие в ее освоении. Вначале вел инструктаж в наземных условиях. Новые самолеты имели потолок до 15000 м. Весной 1949 года начались подъемы в воздух. Апраксин сделал 6 вылетов. Однажды другой летчик после полета сообщил, что он на большом от себя расстоянии видел нечто подобное тому, что наблюдал Апраксин в прошлом году. Это был удлиненной формы предмет, от которого исходил пучок лучей. Опять все было заактировано и сличено с данными Апраксина. Второй летчик не шел на сближение с неизвестным ЛА, и у него никаких осложнений не произошло.
6 мая 1949 года Апраксин поднялся на новом самолете для испытательного полета. Шел на предельном уровне. Облачность в районе старта была слабая, но когда он оказался на широте Вольска, облака закрыли землю. Он связался с Вольском и все время имел связь с базой.
Внезапно появился похожий на прежний непонятный летательный аппарат. Он шел значительно выше. Потом пошел на снижение. Тогда Апраксин направил свою машину к «летающему огурцу». Это был опрометчивый поступок…
Скорости обеих машин были велики, и столкновение казалось неизбежным. При расстоянии около 10-12 км на Апраксина снова был направлен сноп лучей. Оказалась вновь выведена из строя вся электрическая часть управления и , кроме того, было повреждено переднее пластмассовое смотровое стекло. Герметичность кабины нарушилась, и хотя Апраксин был в специальном костюме и защитном шлеме, он испытал падение внешнего давления. Ему стало плохо, но все же он вел машину, планируя к земле. С большим трудом Апраксин посадил самолет на правом берегу Волги, в 40 км к северу от Саратова, и потерял сознание. Когда пришел в себя, был на базе в госпитале. Опять дознание, акты. Снова приезжал эксперт из Москвы.
Не поверили...
Лежал в Саратове два с половиной месяца, а затем был направлен в Москву. Думал, что его вызывает Управление ВВС, но оказалось, что его направили в специальную медицинскую экспертную комиссию, которая определила его в психоневрологический стационар под Москвой. Там он пробыл полгода. Лечили его сонной терапией, а затем инсулиновыми инъекциями, что было очень мучительно. Несколько раз появлялись в белых халатах люди, выдававшие себя за врачей, но, вероятно, не бывшие таковыми. Они заставляли повторять всю историю и следили за какими-то записями, как показалось Апраксину, записями его прежних сообщений, желая, по-видимому, обнаружить противоречия.
В январе 1950 года Апраксин был подвергнут медицинской комиссии, которая признала его инвалидом 1-й группы. Его сняли с военного учета, вызвали в Москву из Саратова сестру его жены и передали его ей. Оба они уехали в Саратов. А. И. Апраксин сам о себе говорит, что он вполне здоров, все ясно осознает и помнит, читает литературу художественную и специальную авиационную. Он не считает себя уволенным из ВВС, а только «переведенным в запас». Два раза за 1950-51 годы он был в МО, был принят замминистра, но ничего не мог добиться в отношении возвращения в строй.
Ему везде говорили одно и то же: «Вы переутомились, вам грезятся небылицы. Для военной службы, да еще в ВВС, вы не годитесь!» А он уверял, что здоров, что все, что он видел, было на самом деле. Увы, пилоту не поверили…
|