ОТГОЛОСОК МАТРИАРХАТА
В подземном мире, по мифологическим представлениям кельтов, правит богиня Медб, «Горная женщина». У шумеров в недрах земли живёт богиня Инана. Она богиня любви. Подобие древней жизни слышится во многих легендах - в словацкой «Повелительница камней», в легендах Лапландии. Служение, как богине, женщине- повелительнице, прячущейся в пещере, было существеннее, нежели служение какой-либо богине, «прячущейся» в небесах.
ВАГНЕР И БАЖОВ
Герой одной из легенд Тангейзер готов служить некой Хольде в её подземных чертогах. Действия оперы «Тангейзер» внутри горы Гельзенберг, «Огненная зола». Владычица уже была страшна, и не без этого успех был полный. Вагнер, работая над либретто для «Кольца Нибелунгов», описал подземелье, о котором слышал от стариков - галерея увлекает в глубину, едва ли не к «Владычице пекла».
И Бажов слышал сказы древнего старичка (который вскоре и «отошёл ко Господу»). И тоже был полный успех - даже у герра Шмидта, горного инженера. Тот любил вслушаться и в своего бодрого Вагнера на граммофоне и не только уже говорил по-русски, но и пел ямщицкие сонные песни, и любил читать, не отвлекаясь, о могуществе Хозяйки Медной горы и её «свиты» из ящериц, которые и в Германии - эмблема возрождения (благодаря возрождающемуся хвосту).
Шмидт с удовольствием долго читал по-русски, отвлекаясь разве что на Schnaps.
«...Все ящерки, слышь, разные. Зелёные или голубые, а которые - и в синь, лазоревые. Вот ящерка щель прошла, и не стало - ни её, ни щели. В Опять оглядывает Ондрюха камень... Целёхонек всюду, и там, где трещинка была. И дальше пошли по камушкам, а куда Хозяйка пойдёт - всё ей и открывается, комнаты через медный порог общаются. И вдруг, в камушках под ногами, огнём полыхнуло, и - всё до капельки видно, и замечает Ондрюха зеркало из слюды золотистой. И его голова в нём - как золотая».
И потом этот слегка обрусевший Шмидт напевал что-то из Вагнера и про свою немецкую Хозяйку. Наверное, в немецкой пунктуальности не очень отступал от Вагнера, но создавал и собственную интерпретацию из «Тангейзера» и песен уральского, сонного городка с прикрытыми ставнями. Он уже знал, что русская Хозяйка схожа тайным могуществом и с Царь-девицей в «Сказе о Иване Коровьем Сыне», у которой в горе, между прочем, и Змей Горыныч, а уж Кощей, как куль висит в чулане. И этот иностранец похваливал и сказы нашего Бажова - по-русски, а вроде бы и по-немецки: «Solotaia golova».
ДЕТИ БОГИНИ ЗЕМЛИ
Герр Шмидт не знал о рассказах Ибн Фадалана, посетившего с посольством халифа Урал в X веке. Камнерезы, отправляясь к Владычице горы, верили, по записанной им легенде, что женщина превращается в Голубую змейку, омолодившись посредством линьки, в девушку. В загробное, подземное царство, «где из змей ползучих полость», отправляется, по легенде, Вяйнямёйнен.
Подземный и загробный мир в образе вечной девушки, танцующей среди змей и камней - даже и в бразильской легенде «Договор со змеёй», где женщина превращается в юную индианку из племени тапуйяс. А индейцы навахо считали, что и первые люди зародились в чреве этой вечной Хозяйки гор.
Черты Хозяйки Медной горы обнаруживаются и в Японии, у Хозяйки божественной горы Фудзиямы. И к ней проник самурай Тадацуне, который стал поэтому кем-то вроде одного из японских богов. (К слову, когда к Данае, между прочим запертой в подземном Медном дворце, проникает как бы далёкое от реальности греческое божество, Зевс - далека от реальности и охрана из змей её нового дома J
Ещё есть подземная девушка Жез-Тернак, «Медный Коготь», и у киргизов. Есть и подземная ацтекская богиня Коатлику - в платье из змей - «Охраняема змеями». А в индийской «глубинке» кобры и в реальности охраняют человека дома, охотясь на крыс. В древней легенде говорится, что как-то в дороге змея, обвив одного индусского мудреца, удерживала его. Освободившись и вернувшись домой, он увидел, что его ученик укушен их ядовитой, но казалось бы верной домашней змеёй - испугавшейся нашествия крыс. А спасшая его хвалится в Махабхарате:
«О, мудрец знаменитый! Мы не все ядовиты,
И не только трусливы, Отчего и кусливы. Я тебя не кусала, Тебя я от яда спасала!»
ФАНТОМЫ ЖЕНЩИН
В пещерах Подмосковья, где когда-то добывал и камень, к заблудившимся приходит Хозяйка - Белая Женщина. У Ибсена в «Пергюнте», озвученном Григом, к заблудившимся готова выйти дочь Горного короля. Ещё Афину Палладу называли, между прочим, и Хозяйкой гор, и ваяли иногда с множеством змеек на откинувшемся под их тяжестью шлеме (чуть ли не Медуза Горгона). А также со змеем перед собой, принявшим S-образную стойку. Аполлон победил обитавшего в земной расщелине змея Пифона, сына матери-земли Геи.
Возможно, что пещерные видения как бы «минеральная сфера жизни», энергетическая составляющая недр, змееподобный или человекоподобный фантом. Парацельс: «Есть полуматериальные сущности, достаточно эфемерные, чтобы до поры не быть видимыми, но способные изменять свой вид согласно каким-то определённым законам». Всё же вероятнее, что это фантомы, соединяющие в себе подземную энергетику и психический всплеск заблудившегося. И оттого, что это непонятно, может быть, и спелеолог всё более любит подземный мир, да и «любим» этим миром, когда «владычица горы» как бы тайно властвует над мыслями человека.
Человеческая мысль способна к материализации, её уже фиксируют приборы. И вот приходит словно бы иное состояние бытия. Не о Природе ли строчки Алексея Константиновича Толстого: «В одну любовь мы можем скоро слиться!»
Максим СИВЕРСКИЙ
|