Параллельный мир Вторник, 07.05.2024, 02:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Аномальные новости [2]
Аномальные зоны [30]
Аномалии [6]
Безумный мир [15]
Вампиры и зомби [32]
Гипотезы [18]
Города-призраки [9]
Другая реальность [24]
Загадки истории [20]
Загадки психики [43]
Загадки здоровья и медицины [37]
Катастрофы [32]
Космос [37]
Магия и знахарство [34]
Мир призраков [80]
Мистика [65]
Невероятная история [26]
Наука [4]
Непознанное [138]
Реликтовый зоопарк [30]
С миру по нитке [21]
Секретные материалы [22]
Уроки истории [14]
Уфология [76]
Феномен [16]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Загадки психики

«Ящик Пандоры» дона Сальвадора

 Во многих работах Сальва­дора Дали «обыгрывается» ящик - выдвигаемый прямо из человека. Дали назы­вал это раздвоением личности и «самодознанием».

По самому складу личности он дознавался с детства о своём  «двойном рождении», как ро­дился ровно через девять ме­сяцев после смерти первенца в семье, то есть сразу же и зачат, и вот, когда, по его словам, пытал­ся заглянуть в душу, то обнару­живал в себе чужака - покойного брата-тёзку.

«Я всегда хотел доказать себе, что я существую: что я - это я, а не покойный брат, и я единствен­ный на земле». Так, завораживая себя как бы магической борьбой с призраком брата, он даже за­писал «50 секретов магическо­го искусства». Один из главных секретов: «Магия рождается из веры в неё - из единства приро­ды и духа». И так далее.

Когда-то в духоте и темно­те одиночки Кампанелла до истощения работал над «Го­родом Солнца», познавая счаст­ливое человечество. Эфемерное всеобщее счастье казалось близким ему, уже почти неотягощённому плотью.

Кропоткин, требовательный к себе и в ледяной Петропавлов­ке, неустанно дорабатывал «Лед­никовый период», истолковывая и постигая сложными расчёта­ми в уме влияние климата на человечество.

Сальвадор Дали у тёплого моря делал «умонепостигаемое», как он извещал человечество. «С кис­тью в руках я неустанно занимался толкованием своих непостижи­мых уму глубин».

И чего он только не делал! Но каждый комплекс его не исключал другого. Искусствовед Тарренте не считает его «художником с иск­рой от Бога»? Обескуражить! И вот замочная скважина на картине повторяет силуэт мальчика.

Конечно, он был Художником, но, так сказать, с «шалой иск­рой» и с магией, в которой как будто случайности высвечива­ют неприметную связь всех ве­щей. Вот пока ещё реализм: на картине просто ночная буря и небо - как будто вязкое, и вол­ны пенным веером, и на скале, во всей корявости, деревце. И пока ещё проступает мощь Дали как Художника.

«Сколько я не спал ночей всего- то из-за ненайденного мазка! Но поленился найти, а кто не трудится - тот болван. И никто не подскажет, у творца не бывает помощника, ху­дожник всегда один. И всю ночь на сердце - дохлая ослиная туша».

Просто требовательность ре­алиста. Но, чтобы мир обомлел от него, нужна другая требовательность: перетасовка смысла и формы. И Сальвадор более не ленился.

Нашёлся и «помощник». Прихо­дил сосед, изумлялся не столько на какую-нибудь картину «Яйца на блюде в отсутствие блюда», сколь­ко на великое множество подоб­ных «бесстрашных» открытий.

Когда-то я был дохловат и безус и боялся всего: даже выпить шампан­ского - чтобы и какая-нибудь женщина не опьянила бы и не сделалась моей «музой», не за­брала бы всего меня».

Вскоре Дали боялся лишь оно­го - что его «сразит самсонов комплекс». Вот на лелеемых усах - как бы осколки крохотных ра­дуг шампанского, а глаза вытара­щены в эти высоко закрученные усы. «Такие усы для меня - нечто вроде волос Самсона. Их кончики улавливают флюиды модели. Они способны проникать туда, куда за­казан путь разуму. Кончиком уса я могу как кисточкой нарисовать даже муху со всеми её волосками». Есть у него и «муза», чей лик - как он считал - словно бы у вознося­щегося ангела. Начинала она на­турщицей в Казани, где родилась. У «ангела» возобладало бренное, и, должно быть, каким-то тайфу­ном её занесло в Испанию.

По словам А. Цветаевой (ког­да-то учившейся с ней), была она калмыковатой, глаза поставлены совсем по-китайски. Он изобра­зил её Девой Марией, для храма на острове Гваделупа «взнося­щимся ангелом», хотя она и похо­дила, по словам искусствоведа, на падшего ангела.

Сальвадор со своей «музой» тоже написали «исследование» такой гваделупщины - «Деклара­цию о независимости воображе­ния» - проповедующей «свободу до неспособности обретения и какой-нибудь формы».

Испанский искусствовед Карлос Рохас в своей работе «Мифи­ческий и магический мир Дали» настаивал, что никому нельзя не считаться с жёстким ограничени­ем, без которого нет искусства. «Дали эксцентричен, конечно, и кто знает, где его центр. Но, про­тивостоя рациональному, он, чтобы стать более всех удиви­тельным, погружается в глубины «я», переоценённого им». И Бер­дяев говорил о художниках: «... Далее вглубь, и - не будет ника­кой  реальности, там уже внут­ренний строй природы».

Сальвадор, преодолев огра­ничения реализма - словно бы даже сбрасывая оковы материи - опять и опять выдвигает по­тайной ящичек подсознания. «Я заставляю каменеть свои сны!» Но он хочет стать удивительным даже несвязными снами? Какой- то гармонией асимметрии? И при том он вполне уверен, что «если человеку что-нибудь ещё интересно, так только чудо», по­добное чудо. Не долго и пом­рачиться умом. Стать более удивительным, чем Малевич - с «Чёрным квадратом» и с «Белым квадратом на белом фоне»!

Не имеющие решения «голо­воломки»? Не наделённое ду­ховной энергией - это краска рельефным слоем... Ну, решим, что замечательные «Кривые часы», когда и кривые тени на­правлены в разные стороны, - это искривление времени.

А вот и ещё вполне замеча­тельная картина: при её демонс­трации на выставке произошло два выкидыша.

Он получает титул - мар­киз Дали-и-Пуболь! «Посе­тители выставки мечутся, искусствоведы что-то исследу­ют, психоаналитики выясняют - когда я был на грани помеша­тельства, а когда за гранью». А большей частью - картины, за которыми пустота.

Однажды он предваряет вер­нисаж лекцией-откровением, как в молодости стремился к нормальности, но «чтобы и все теперь чтили границы моего тай­ного мира», - он читал лекцию в водолазном скафандре.

Так маркиз Дали-и-Пуболь, зам­кнутый на себе, пытался и все­ми способами, а не только в картинах, показать «мир, оста­вавшийся до сих пор вотчиной воображения».

Со временем, скептичный к этому, он всё увеличивает эпа­таж. Такова была известная его джигитовка под «Танец с сабля­ми», когда он голым на швабре скакал перед Хачатуряном.

Возможно, так и было. Но - за­чем? Почему? Куда? Дай ответ!

Не даёт ответа...

Маркиз-и-Пуболь, всё же упоённый собой, должно быть, демонстрировал себе своё болезненного размера Эго? Само­выражение и этими пируэтами всемирно признанного чудика?! Или с ним самим что-то сыграло дурную шутку?

И в старости он словно даёт ответ: «Я просто не смог привык­нуть к унылой нормальности».

Максим СИВЕРСКИЙ

Категория: Загадки психики | Добавил: krutoi-bober (26.04.2014)
Просмотров: 449 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Используются технологии uCoz